Валерий Ободзинский оживет в кино. Радио Шансон – Официальный сайт

Валерий Ободзинский оживет в кино

понедельник, 1 декабря 2014 г.

Валерий Ободзинский оживет в кино

Производит фильм кинокомпания «Централ Партнершип», а показ состоится на одном из центральных каналов.

В роли Ободзинского снимается Алексей Барабаш, известный зрителям по работам в картинах «Мы из будущего» и «Сталинград». «Радио Шансон» навестило съемочную площадку, чтобы посмотреть, как оживают легенды. Наша справка: Валерий Ободзинский (1942 — 1997 г.г.) — популярнейший певец, чьи пластинки расходились огромными тиражами.

Первый же его диск обогатил советскую казну на 30 миллионов рублей. Пел любовную лирику, отказываясь от патриотического репертуара. В результате исчез с телеэкранов. Собственную невостребованность переживал тяжело, глушил ее алкоголем и наркотиками. Потеряв творческую работу, устроился сторожем. Лишь третьей жене Анне Есениной удалось вернуть его на сцену: в 1994 году он дал концерт на песни Вертинского, прошедший с аншлагом. Умер под Пасху.

…Центр Москвы, старинный двухэтажный дом, в котором до сих пор сохранены коммунальные квартиры. В одной из них и разместились киношники. Реквизит перемешан с аутентичными вещами. На обшарпанных, выкрашенных зеленой краской стенах, висят: велосипед, тазик для стирки белья, деревянное панно, старый телефонный аппарат, «обрамленный» потрепанными телефонными книжками и открытками в духе «Слава Октябрю!»…Ощущение — будто ты присутствуешь одновременно в коммуналках из легендарных фильмов «Место встречи» и «Покровские ворота»…

Репетируют сцену въезда Валерия Ободзинского с молодой женой в «столичные апартаменты». Середина 1960-х, артист еще не очень известен, но уже подает большие надежды. Жена Неля (ее играет актриса Евгения Брик) готова разделить с мужем все тяготы судьбы. И все-таки ей немного неуютно в этой квартире с навязчивыми соседями. Кстати, а вот и они — мама и дочка в «выходных» халатах, аппетитные, пышнотелые.

Актрисы Анна Махова и Марина Гайзидорская поразительно похожи друг на друга, и каждый, взглянувший на них, не может удержаться от улыбки: первозданная кустодиевская красота — и никакого силикона. По роли женщины проявляют к жизни Ободзинского пристальный интерес, все время вламываются в комнатку с досужими разговорами, а дочка так вообще положила глаз на молодого артиста…

Посреди репетиции открывается дверь комнаты напротив. Из нее выходит колоритная бабуля в берете — настоящая, не киношная! Оказывается, в этой коммуналке, давно облюбованной киношниками, до сих пор живут люди, и они уже привыкли к съемочному процессу. Бабуля невозмутимо шествует по коридору, держа в руках шкатулку. Завидев «цель», начинает выуживать разномастную бижутерию, предлагая актрисам ее приобрести, те вежливо отказываются: «Это очень красиво, но мы такое не носим»… Бабуля с достоинством удаляется и, видимо, в отместку начинает что-то яростно жарить за своей дверью. Запах по коммуналке разносится такой, что помощникам режиссера приходится бегать по коридору с освежителем воздуха… Вонь, духота — вот из такого сора рождается кино…

В перерыве интересуюсь у Алексея Барабаша, тяжело ли ему в образе легендарного певца. — Тяжело — и физически, и эмоционально. Мне предстоит «прожить» на экране 40 лет: начинаем сериал с момента, когда Ободзинский молод и заканчиваем 1994 годом, когда артист, переживший и взлеты, и падения, и алкоголизм, и наркозависимость, триумфально возвращается на сцену. В течение одного съемочного дня мне приходится быть и молодым, и старым. Кстати, должен отметить работу гримеров: она фантастическая! Для меня приготовили пластическую маску, поверьте, это впечатляет — мне сделали такое болезненно-одутловатое лицо пожилого человека!

Интересуюсь у Алексея, не боится ли он испортить кожу пластическим гримом, ведь Сергей Безруков, игравший Высоцкого, потом долго восстанавливался.

— Сережа Безруков совершил настоящий актерский подвиг, он носил маску, больше, чем положено, а у нас на съемках регламент, за этим тщательно следят, мне ничего не угрожает,- отвечает Алексей. Авторы сериала не добиваются портретного сходства, но Барабаш и впрямь похож на Ободзинского. Среди реквизита находим «старинную пластику», на обложке написано имя певца и название популярной композиции — «Восточная песня». Компьютерщики взяли фото Барабаша и стилизовали под обложку диска — получилось забавно.

Кстати, проект консультируют дочери артиста и его последняя — гражданская — жена Анна Есенина, которая отдала киношникам драгоценную шкатулку с письмами и блокнотами певца. Близкие артиста в основном следят за хронологией: могли ли происходить какие-то события в конкретный временной период. В художественную канву не вмешиваются, понимая, что сериал снимается для зрителей, и в нем допустимы и вымысел, и преувеличения. Так, например, по сюжету, Ободзинскому всю его жизнь мешает герой Кирилла Сафонова: когда-то в юности они были влюблены в одну девушку, она предпочла Валерия, став его женой, и теперь неудачливый соперник, выбившийся в чиновники Росконцерта, мстит Ободзинскому по-черному.

Героев в юности играют другие актеры, тут трюк с масками не работает, в роли Ободзинского — Вячеслав Чепурченко, его недруга — Олег Ребров. … Режиссер зовет на репетицию следующего эпизода: — Сейчас будем резко беременеть, — говорит он Евгении Брик. Актриса ненадолго исчезает и появляется на площадке с огромным животом. По сценарию, ее героиня вот-вот должна родить, а муж, ставший известным и востребованным, почти не бывает дома, все время на гастролях. Там его поджидают толпы фанаток, готовых на все… Разумеется, жене тревожно, а тут еще злые языки: не успевает Неля войти в свою комнатку, как туда врываются все те же навязчивые соседки — ехидство так и сочится из каждого вопроса: «А где ваш муж? А почему он вам не помогает, вы все одна, да одна»…

Известно, что в реальности Ободзинский трижды состоял в серьезных отношениях. Но как считает режиссер Сергей Комаров, любил он лишь одну женщину — первую жену. А что она? — Неля не стала женой-героиней: когда он был на таблетках, алкоголе, нужен был суперподвиг, нужно было тащить его в клинику. А у нее не хватило сил и любви бороться… Вторая любовь Ободзинского — это страсть. А третья — Анна Есенина, женщина-друг, она хоть и младше его, но немного мама, и одновременно его поклонница, которая до сих пор считает его лучшим артистом и лучшим мужчиной… Спрашиваю у актрисы Евгении Брик, как она оценивает образ своей героини. — Неля для Валерия была и музой, и другом, и советчиком, она его во всем поддерживала, быть может, не совсем так, как ему хотелось, но… Главное — она была его первой любовью, они готовы были на многое ради друг друга — бросить все, начать с нуля… Проблема моей героини заключается в некоем ее женском эгоизме, наверное. Нет, она не требовала от мужа денег, какой-то особенной заботы. Она одна по сути вела дом, создавала уют, растила детей, но ей хотелось, чтобы и муж уделял ей внимание и, конечно, ее угнетал дамский ажиотаж вокруг ее супруга. Но тут тонкая грань: нужно все-таки понимать, что ты живешь с гением… Хотя по-человечески не осуждаю ее, еще не знаю, как бы я на ее месте мирилась с его зависимостями, с его женщинами… Она сломалась, когда родился второй ребенок — а муж при этом не захотел меняться.

— Вы ведь в своей жизни — тоже жена крупной творческой личности — режиссера Валерия Тодоровского. Можете с высоты личного опыта посоветовать другим женщинам что-то? — Я бы не сказала, что я как-то особенно мудра, кроме того, мой муж все-таки не эстрадный певец, а режиссер и кинопродюсер. Поклонницы у него, конечно, есть, но они не дежурят у нас в подъезде… У меня на первом месте супруг, я стараюсь больше думать о нем, а не о себе. … Актеров зовут на съемочную площадку. Сейчас Алексей Барабаш будет репетировать сцену прослушивания пластинки Муслима Магомаева

. — Пойми, Олег Лундстрем накричал на него, сказал, что он мало занимается и что гастроли в Болгарии под угрозой,- ставит задачу Сергей Комаров.- Он заставил Ободзинского слушать вокализ Магомаева и учиться мастерству. Валерию обидно, но он понимает, что должен обуздать сейчас свой характер и показать все, на что способен… Интересно, что в сериале будут показаны и Магомаев, и Кобзон

— главные конкуренты Ободзинского. На их роли подбирали двойников, впрочем, их линия дана в сериале пунктиром… Почему же у них получилось остаться в официальной музыкальной жизни страны, а у Ободзинского — нет? — Это один из главных вопросов, нас волнующих,- говорит режиссер Сергей Комаров.

- Наша версия — Валерию нравилось быть независимым, а в СССР нельзя было быть независимым. Он пел романтические песни о любви. Этого было недостаточно, нужно было петь про Родину, Ленина и армию. Были артисты — не подлецы — у которых получалось довольно искренне петь и об этом.

А у Ободзинского не получалось. И стали клевать: пошлые песни, безыдейные, сопли… И все-таки: как могло случиться, что певец, чьи пластинки расходились миллионными тиражами, артист, подаривший стране такие хиты, как «Эти глаза напротив», «Восточная песня», скатился на самое дно жизни? Может, в его случае поговорка «характер — это судьба» как раз справедлива?

— С характером — так же, как и с его голосом,- анализирует Комаров, — все говорили, что поет он неправильно, задавленно, но при этом — уникально, завораживающе. Какие-то черты характера осложнили ему жизнь, а какие-то сделали биографию более яркой. Уверенность в себе и даже самоуверенность привели к звездности, потребность в реализации — и невозможность ее привели к наркотикам и алкоголю… Он был человек крутого характера. Мы читали интервью последних лет: он мог осадить журналиста довольно жестко.

Мизантроп, палец в рот не клади. Но у медали — всегда две стороны… В жизни Ободзинского много всего происходило — и драматическое, и комическое, и трагическое. От юношеской легкости и бесшабашности он пришел в состояние замкнутости и одиночества. Мы бы хотели пройти эту дорогу вместе с героем — вместе с ним улыбаться, расстраиваться, герой будет меняться — а с ним будем меняться и интонация нашего сериала…

Поначалу в сериале планировалось использовать голос другого артиста — похожий на вокал Ободзинского: старые записи оказались довольно плохого качества. Но одна из дочерей Валерия работала на студии грамзаписи «Мелодия», ей удалось вытянуть качество отцовских песен, и в сериале мы в итоге преимущественно будем слышать голос Ободзинского. Возможно, кино подарит этим прекрасным композициям вторую жизнь.

Тем более, что у Алексея Барабаша, увлекающегося пением, есть интересная идея: — Мечтаю после завершения сериала собраться с музыкантами и перепеть песни Ободзинского — может, даже на вашем радио? — улыбается Алексей.

Илона Егиазарова

Фото: instagram.com/barabashkino, «Централ Партнершип»