Николай Расторгуев: «Любэ» — это настоящий кайф!». Радио Шансон – Официальный сайт

Николай Расторгуев: «Любэ» — это настоящий кайф!»

четверг, 1 мая 2014 г.

Николай Расторгуев: «Любэ» — это настоящий кайф!»

Не думал, что, готовясь к разговору с Николаем Расторгуевым, мне придется сперва отправиться... в библиотеку. Впрочем, то, что искал, я там так и не нашел. Значения слова «любэ» не было даже в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля! 

Неудивительно, что мой первый вопрос касался названия знаменитой группы. 

— Николай, что значит «любэ»? Кто придумал это притягательное, но совершенно непонятное слово? 

— Я придумал. Понимаете, в моем детстве, которое прошло в подмосковном Лыткарино, было много забавных жаргонных словечек. Типа, «харэ», «отлэ» и тому подобное. Мы с ребятами активно ими пользовались. Было в нашем дворовом лексиконе и слово «любе». Что оно означало? Да все, что угодно! 

— Похоже на междометие, выражающее восторг… 

— Типа того. Очень удобное — легко произносится и запоминается. Четыре буквы, два слога.  Использовав его в названии группы, я лишь поменял в конце «е» на «э». Чтобы слово звучало тверже. Получилось, «любэ» — несуществующее, в общем-то, слово! (Смеется) 

— Да, оно не только твердое, но какое-то ритмичное, динамичное… Думаю, изначально слово «любэ» влияло на то, что вы поете, на тональность ваших песен, нет? 

— Без сомнений. Это как тот кораблик. 

— Какой кораблик? 

— Ну, который, как назовешь, так он и поплывет. 

— Что ж, сегодня очевидно, что с названием вы угадали. В 2014 году исполняется двадцать пять лет с момента образования группы «Любэ». Думали ли вы в 1989-м, что коллектив просуществует так долго? 

— Честно? Даже не предполагал, что именно так все произойдет. 

— А какие у вас были планы в то время? 

— Знаете, году в 1963, когда «Битлз» стали известными, им задали приблизительно такой же вопрос: «Сколько вы продержитесь?» Они на совершенно серьезно ответили: «Месяца три, полгода года от силы!» «А кем вообще хотите стать?» — продолжали интервью журналисты. Кто-то из музыкантов, по-моему, Ринго Старр, сказал тогда, что мечтает открыть парикмахерскую… Приводя этот пример, я хочу подчеркнуть одно: когда речь идет о коллективе людей с разным опытом, разными характерами, ничего невозможно предугадать. Особенно когда речь идет о музыкальной группе, которая начала делать то, что до нее никто на сцене не делал. 

— Как было и в случае с «Любэ». 

— Да, группа же с самого начала выбивалась из общего строя. Мы ни на кого не были похожи. И слава богу! Конечно, я очень рад, что в результате все так благополучно сложилось. Но тогда, двадцать пять лет назад, мы не могли этого представить даже в самых смелых мечтах. Просто была полная эйфория! Ведь бешеный успех к нам пришел фактически мгновенно. Можно сказать в ночь с 13 на 14 апреля 1989 года, когда нас впервые показали по телевидению во время международного телемоста, транслировавшегося чуть ли не на весь мир. Мы тогда исполнили песню «Батька Махно». Хотя мы с Игорем Матвиенко группу только-только создавали. Окончательно «Любэ» была сформирована лишь к середине 1990 года. 

— «Любэ» ведь не первый коллектив, в котором вы выступали, верно? 

— Да, я уже был взрослый парень. (Улыбается) Вообще в музыке я с 1978 года. Сначала работал в коллективе «Шестеро молодых», а затем в популярной группе «Лейся, песня» — одной из лучших в свое время. Словом, к моменту создания «Любэ», я много чего повидал. Меня трудно было чем-то удивить. Тем не менее, только «Любэ» подарил настоящий кайф… 

— И до сих пор кайфуете? 

— Ну конечно!  

— Неужели и сегодня выходите на сцену, как в первый раз? 

— Нет, как во второй! (Улыбается) Разве можно повторить уже пережитое состояние, чувство? И сегодня каждый выход на сцену для меня — драйв. Понимаете, некоторых молодых исполнителей успех сейчас несколько развращает. На нас же он повлиял положительно. Когда к «Любэ» пришел успех, я был уже зрелым музыкантом. Аплодисменты, восторги — все это пошло нам только на пользу. Мы знаем, публика нас любит, и всегда платим ей взаимностью. 

— А кто ваш слушатель? 

— Когда я представляю его, перед глазами у меня сразу возникает, скажем так, коллективный образ поклонника «Любэ». Это — семья, в которой есть дети-подростки, маленькие дети, бабушки, дедушки… И неважно, кто они по профессии, по социальному статусу. Ну и, конечно же, служивый люд. 

— Неужели все четверть века, что существует группа, были такими радостными, приятными? 

— Разумеется, не все было гладко. Случались и тяжелые периоды — было и слишком много работы, и все надоедало, и депрессия была, и трагедии случались. Хотелось все бросить и уехать куда-нибудь подальше… Но мы находили в себе силы «не выскакивать из упряжки». 

— Какая песня из репертуара «Любэ» у вас самая любимая? 

— Может, удивлю вас, но мне больше всего нравятся лирические песни. Не потому, что прожил много лет, а потому, что я сам по себе такой. 

— Какой? То есть на сцене вы брутальный, а в жизни… 

— Мягкий, спокойный... Разный! 

— Как, интересно, формировались ваши музыкальные вкусы, кто на них больше всего повлиял? 

— «Битлз». Я по-прежнему их с удовольствием слушаю. Мелодии этой группы, признаюсь, нередко звучат в моей голове. Сделать тут ничего нельзя. Ведь их музыка у меня крови. «Битлз» — это моя точка отсчета. Их неприкрытая гениальность никому не дает покоя — до сих пор вызывает восхищение, восторг… 

— А еще кто? 

— Хорошо звучащих вещей много — сейчас используются самые передовые технологии. Но дело-то не в технике. Главное — цепляет вещь или нет. Здорово, что, по крайней мере, у моего поколения были такие признанные во всем мире ориентиры. Я глубоко убежден, что рок и поп музыка 60-х годов прошлого века — явление уникальное. Это, с моей точки зрения, если хотите, — лучшие годы в музыкальной европейской цивилизации. Невероятные времена. Все сложилось необычайно. «Битлз», «Роллинги», «Криденс», «Куин», «Пинк Флойд»… Все до сих пор обращаются к этим легендарным группам. Ведь часто бывает так — люди начинают придумывать мелодии, а потом понимают, что они, оказывается, уже звучали в 60-70-х годах. 

— У вас столько наград, званий. Не каждый популярный певец может похвастаться тем, что он народный артист России. Что они для вас? 

— Конечно, я не ношу эти наградные знаки каждый день. Но кто бы что ни говорил, это — мои заслуженные правительственные награды, и я ими горжусь.  

— Мне кажется, у вас напрочь отсутствует чувство зависти… 

— Наверное, все же оно знакомо всем. Но я пытаюсь это «неправильное» чувство всегда от себя отгонять. Завидовать вообще не конструктивно, это чувство разрушающее, в нем нет смысла. Человек, который завидует, съедает самого себя изнутри. Поэтому чувства этого надо избегать. Его надо в себе давить, гасить. Если же оно посетило — необходимо сразу встрепенуться и подумать — что-то идет не так! Ведь от зависти много проблем.  

— Есть ли у вас  какое-то увлечение, хобби? 

— Нет, все по настроению, по куражу. (Улыбается) Если он возникает, могу в бильярд поиграть, надоест — возьму в руки гитарку. Я ж не гитарист. Для меня игра на гитаре — хобби. А вообще, я не умею отдыхать, что такое досуг — не знаю…

— Футболом по-прежнему увлечены: болеете за любимый клуб «Торпедо»? 

— В детстве болел за «Торпедо». У меня ведь папа работал на заводе «ЗИЛ». В те годы за «Торпедо» болеть было радостью. За команду играли такие корифеи, как Эдуард Стрельцов, Валерий Воронин… 

К сожалению, те благословенные времена отечественного футбола миновали. Осталась одна ностальгия. Сейчас же я смотрю футбол раз в четыре года… 

— Путешествовать любите? 

— Да, по Европе. Любимые страны — Германия, Италия, Франция.. Пару раз был в Испании, но там жарковато все-таки. 

— Любопытно, какое у вас любимое время года? 

— Вообще люблю все четыре. Чтобы была весна — запах талой воды, чтобы было замечательное лето с тихими теплыми вечерами, осень с какими-то затяжными дождями — тоже особое настроение. Целая палитра! И, конечно, зиму люблю с настоящим снегом. 

— А время суток?

— Я, знаете ли, не очень легко встаю — просыпаться лень. К тому же часто встаю не с той ноги… (Смеется) 

— Время на детей, внучку Соню находите? 

— Не всегда, к сожалению. Но главное - мы все близки. 

— Какой, по-вашему,  должна быть идеальная женщина? 

— Преданной, доброй, отзывчивой, и самое главное — заботливой. 

— Идеальный мужчина? 

— Умным, порядочным. 

— Жалеете о чем-то в  жизни? 

— Ни о чем. В жизни с человеком происходит только то, чего он заслуживает. 

— Вы мудрый. 

— Да ну что вы… 

— Что главное в жизни? 

— Не лгать… по крупному! (Улыбается) 

— Что считаете своим самым большим достижением? 

— Может, оно еще впереди? 

Беседовал Серго Кухианидзе 

Фото: пресс-служба группы «Любэ», официальный сайт Crocus City Hall (Антон Ларин)