Лучшие песни на стихи Сергея Есенина. Часть I
Лучшие песни на стихи Сергея Есенина. Часть I
Мы выбрали семь лучших песен шансонной «есенианы». Первым стихотворение Есенина «Письмо матери» положил на музыку композитор Василий Липатов. Но успешным поэтом-песенником Есенин «стал» уже после гибели: на его стихи написаны более сотни песен, причем вдохновляли они исполнителей самых разных жанров — от Валерия Ободзинского и Евгения Мартынова до рэпера Миши Маваши и группы «Кукрыниксы». «Кукрыниксы» записали целых два альбома на стихи Есенина, а песня «Москва» стала главным хитом в творчестве анархо-рок-группы «Монгол Шуудан». Естественно, поэзию Есенина не обошли своим вниманием и многочисленные исполнители шансона. [ /upload/articles/570961/pics.2.jpg ] Елена Ваенга «Задымился вечер, дремлет кот на брусе» В 1912 году это стихотворение написал 17-летний Есенин. Здесь еще нет надрыва и горького опыта, а только почти пасторальные деревенские пейзажи и жанровые сцены. Для Ваенги этот текст тоже стал одним из первых. По ее словам, в детстве она не могла сочинять музыку на свои стихи, поэтому брала есенинские. Не все из этих ранних опытов дошли до публики, однако «Задымился вечер» Елена порой исполняет на своих концертах, встречая полное понимание аудитории. Наивное обаяние молодости в этом произведение ей удалось передать сполна.
Сергей Любавин «Клен ты мой опавший» Стихотворение было написано в ноябре 1925 года — ровно за месяц до смерти поэта. Есенин сочинил его в психиатрической клинике: окна его палаты на втором этаже выходили в сад, и там действительно рос клен. При жизни Сергея Александровича опубликовано не было, но появилось в «Красной газете» 3 января 1926 года. Известны по крайней мере четыре композитора, написавшие мелодию на текст «Клена»: Дмитрий Васильев-Буглай, Григорий Пономаренко, Алексей Покровский и Василий Липатов. Однако наибольшее распространение получила музыка анонимного автора. Ее считают народной, а среди исполнителей этой версии фигурировали Андрей Бандера, Аркадий Северный, Надежда Бабкина, «Золотое кольцо», Иосиф Кобзон, Олег Погудин, «ЧайФ», Гелена Великанова, «Орэра» и другие. На народную музыку эту песню записал и Сергей Любавин. Есенинское влияние ощущалось еще в его ранних работах, например, в мини-альбоме 1996 года «Вкус, знакомый с детства». Выпустив почти два десятка сольных дисков и став популярным исполнителем русского шансона, Любавин вернулся к есенинской теме, подготовив целый блок песен на стихи Сергея Есенина для своей концертной программы. Туда вошел и «Клен». Популярность «есенианы» оказалась столь велика, что вскоре песни заняли целое отделение. И сейчас на концертных афишах новой программы Любавина значится: «Лучшее для любимых, включая песни на стихи С. Есенина».Александр Малинин «Мне осталась одна забава» «Забава» написана Есениным в 1923 году и вошла в его сборник «Москва кабацкая». Произведение вполне автобиографическое: Сергей отчасти раскаивается в своей разгульной жизни, но вместе с тем и слегка рисуется. Тогдашние критики, озабоченные образом жизни Есенина, называли эти признания антиобщественными: мол, революция на дворе, а поэт по кабакам безобразничает. Эти стихи не становились песней вплоть до 1989 года, когда на них обратил внимание Александр Малинин. Музыку написал актер Сергей Беляев, вскоре удостоившийся за нее диплома «Песни года». Малинин, бывший солист группы Стаса Намина, незадолго до этого выиграл конкурс молодых исполнителей «Юрмала-88» и находился в поиске собственного имиджа и репертуара. Таковые сложились из романсов, «белогвардейских» песен, композиций религиозного содержания, а также мундиров и эполет — все это в конце 90-х было только что разрешено, воспринималось с интересом, и Малинин быстро нашел свое место на эстраде. В череду «Напрасных слов», «Белого коня», «Поручика Голицына», «Дай Бог», «Кладбища Сент-Женевьев-де-Буа» прекрасно вписалась и «Забава» — взволнованное и чуть самовлюбленное малининское исполнение вполне соответствовало духу есенинского оригинала. Песня вошла в виниловую пластинку Александр Малинина «Неприкаянный», она вышла в 1990 году и пользовалась большим спросом.
Виктор Королев «Я московский озорной гуляка» У Есенина стихотворение носило название «Я обманывать себя на стану...» и тоже входило в цикл «Москва кабацкая». В отличие от «Забавы», в нем нет ни капли раскаяния — здесь лирический герой откровенно, причем на грани фола, наслаждается своими похождениями. В первой половине 80-х «Гуляка» был, вероятно, самым известным произведением Есенина, и этим всенародным успехом был обязан рок-группе «Альфа» и ее тогдашнему лидеру Сергею Сарычеву. Сарычев снабдил «Гуляку» весьма энергичной, озорной, даже хулиганской мелодией — и песня пошла гулять по всем магнитофонам страны (официальных эфиров у нее не было — и Есенин, и тематика его произведения тогда считались сомнительными, неблагонадежными). Песня так и осталась главных хитом «Альфы» и не была забыта после эмиграции Сарычева в Америку. В 2000-х годах ее включил в свой репертуар исполнитель русского шансона Виктор Королев, как раз предпочитающий бодрые, почти скоморошеские песни. В 2004 году Королев выпустил концертный DVD, который так и назвал — «Я московский озорной гуляка». В его исполнении композиция звучит гораздо более разухабисто, чем у Сарычева.
О судьбе еще трех песен на стихи Есенина читайте во второй части материала.
Фото: пресс-служба «Радио Шансон»
Войти через: