История песни: «Я готов целовать песок»
История песни: «Я готов целовать песок»
Слова: Игорь Кобзев, Владимир Павлинов, Марта Могилевская, народные.
Музыка: Владимир Маркин, Эльбрус Черкезов, народные
Исполнитель: Владимир Маркин
В городском дворовом фольклоре второй половины ХХ века, исследователем и популяризатором которого стал Владимир Маркин, очень сложно найти авторов песен: как правило, у произведений нет ни оригинального, ни «окончательного» варианта, потому что существует масса версий, причем новые появляются даже после того, как песни официально выходят на диске.
Слова обнародованной Маркиным версии «Я готов целовать песок» имели как минимум трех авторов. Часть куплетов содержались в стихотворении Игоря Кобзева, которое было опубликовано в 1960 году в книге «Московский май».
Запоминающийся припев произведения позаимствован в стихотворении «Память» авторства поэта Владимира Павлинова (оно было опубликовано в 1965-м). Кроме того, один из куплетов в начале 80-х дописала редактор музыкальных программ Центрального телевидения Марта Могилевская, которая и устроила съемки и показ «клипа» в популярнейшей передаче «Утренняя почта».
Владимир Маркин и аранжировщик Эльбрус Черкезов значились авторами музыки, хотя простые «дворовые» аккорды указывают на то, что изначально мелодия могла быть и народной. Маркин с удовольствием собирал образцы дворовых песен 50-х и 60-х, приставая с вопросами к родителям своих друзей — возможно, кто-то и напел ему трогательную композицию про песок. Это не был телевизионный дебют Владимира: ранее он уже исполнял в программе «Веселые ребята» Андрея Кнышева песню «Самый симпатичный во дворе».
Тогда на Маркина обратили внимание, и вскоре он закрепил успех с помощью «Я готов целовать песок». Клип на эту песню снимали в Алуште, в оздоровительном лагере МЭИ, где Маркин работал культоргом каждое лето с 1981 по 1987 года.
Продюсером ролика был Сергей Шустицкий, впоследствии известный телеведущий и композитор, а редактором выпуска «Утренней почты», поставившей песню в эфир, — Марта Могилевская. Для зрителей 80-х этот эфир стал шоком: не в каких-нибудь «Веселых ребятах» с их странноватыми шуточными, а в главной музыкальной программе страны показали дворовую песню, да еще в исполнении певца, явно не обремененного профессиональным музыкальным образованием.
Довершала картину маркинская манера чуть взвизгивать на третьем слоге глагола «целовать»: это не имело ничего общего с официозным искусством, зато выводила на центральное телевидение культуру подъездов и подворотен с ее чуть утрированными чувствами и простыми эмоциями. Возможно, во время этого эфира многие зрители поверили в грядущие перемены, уж больно разительным было отличие «Песка» от советской эстрадной лирики.
После показа Маркина не запретили (худсоветы уже теряли былую хватку) — напротив, постепенно показали еще немало народно-дворовых хитов в его исполнении: «Сиреневый туман», «Колокола» и т. д.
В одном из эфиров Владимир галантно сообщил, что посвящает «Я готов целовать песок» своей жене. «Песок» до сих пор с удовольствием играют под гитару все новые и новые поколения молодых людей, а на одном из форумов в интернете развернулась нешуточная дискуссия на тему «Я готов целовать песок. Зачем?».
Большинство участников диспута оказались напрочь лишенными чувства юмора. Одни горячо доказывают, что это поэтический образ, символизирующий сильную влюбленность, и находят подобные желания еще у Пушкина, Гюго и Вяземского.
Другие с неменьшим жаром заявляют, что целовать песок — негигиенично, невкусно и вообще полная глупость. Что тут сказать — все они правы. Как бы то ни было, далеко не каждая песня вызывает такие споры через много лет после создания, а значит — Маркин сумел задеть эмоции слушателей.
Кроме того, до сих пор появляются переделки, как шуточные, вроде «я стираю последний носок предпоследним кусочком мыла…», так и всерьез затрагивающие тему полицейского насилия: «Снова челюсть наискосок, желтый газик с полоской синей, я готов целовать сапог, лишь бы только меня не били».
Фото: www.facebook.com/markinvn
Войти через: