История песни: «Братва, не стреляйте друг друга»
История песни: «Братва, не стреляйте друг друга»
Музыка и слова: Евгений Кемеровский
С песней «Братва, не стреляйте друг друга» связано множество легенд.
Самая распространенная гласит, что она посвящена брату-близнецу Кемеровского, погибшему в бандитской разборке. Евгений был где-то рядом, но не смог спасти брата, и в качестве дани памяти сочинил такой отчаянный призыв к братве, которая в лихие 90-е сначала стреляла, а потом думала. На самом деле эта версия скорее всего родилась в воображении слушателей после просмотра клипа
«Братва, не стреляйте друг друга» — уж больно запоминающимися в ролике оказались типажи бандитов и кадры с похорон убитых. В реальности история песни выглядит иначе.
У Евгения (тогда еще Яковлева) действительно был любимый брат-близнец Александр, который трагически погиб. Если Женя с детства проявлял музыкальные таланты, играл на танцах и окончил музыкальную школу по классу классической гитары, то Саша был спортсменом и в 17 лет стал чемпионом СССР по вольной борьбе.
В конце концов брат перетянул Женю в спорт, тот окончил институт физкультуры, стал мастером спорта по вольной борьбе и работал тренером. Впрочем, песни он параллельно все равно писал, а затем уехал в Берлин учиться кинорежиссуре в школе искусств. Многие борцы в начале 90-х действительно уходили в криминал, но Александр Яковлев бандитом не был, хотя и отсидел за «экономические преступления».
Гибель его тоже не связана ни с какими «разборками» — он погиб в автокатастрофе 1 декабря 1992 года. Смерть брата, по словам Евгения, выбила его из колеи почти на три года. Некоторое время он вообще не понимал, что ему дальше делать, а потом потихоньку начал писать альбом памяти брата.
Он так и назывался — «Мой брат», и вышел в свет в 1995-м. Псевдоним Евгения тоже не связан с шансонным направлением его творчества. Он появился, когда в Нью-Йорке снимали клип на «Холодное утро». Оказалось, что американцы не могут выговорить фамилию Яковлев, и Евгений придумал другую — в честь области, где они с братом родились. Дебютный альбом Кемеровского «Мой брат» содержал много философски-лирических песен, но «Братва, не стреляйте друг друга» затмила все.
Клип, который Евгений снял по собственному сценарию вместе с оператором Сергеем Козловым, был показан в музыкальных программах и заметно способствовал «легитимизации» шансонного жанра. До этого песни про криминал проходили по ведомству полузапрещенных удовольствий, а тут — в середине «лихих 90-х» — оказалось, что разборки со стрельбой можно показывать не только в сериалах, но и в клипах.
Народу песня и видео очень понравились, а критика встретила проект в штыки. Кемеровскому досталось за поэтизацию преступности и насилия, и даже его лирические песни теперь воспринимались сквозь призму «Братвы», поэтому не попадали на поп-радиостанции. Во многом благодаря этому Евгений Кемеровский не попал в музыкальный мейнстрим, и в сознании масс оказался «певцом криминала» (чему, кстати, способствовала и кепка - неизменный атрибут его имиджа в начале творческого пути).
Впоследствии Евгений говорил, что этой песней он «поставил себе подножку». «Музыкальная тусовка так и не смогла мне этого простить, — вспоминал музыкант. — „Братва“ пошла в народ, но коллеги мою позицию не приняли. Из-за песни у меня сложился определенный имидж, который мешал распространению композиций, написанных в других жанрах». В то же время Кемеровский не жалеет, что написал эту вещь, вошедшую в историю.
Как он рассказывал в одном из недавних интервью, «эпохальные песни рождаются в трудное время. И никакого криминала там нет, а есть лишь призыв беречь людей, ведь все они чьи-то дети».
По словам автора, он мог бы спеть «братья, не стреляйте друг друга», и тогда эффект был бы совсем иным: «Но в то время нужно было спеть именно так, и я ни о чем не жалею».
Алексей Мажаев
Фото: facebook.com/evgenykemerovsky
Войти через: