Герман Грач: «Гоню самогон по-португальски»
Герман Грач: «Гоню самогон по-португальски»
На интервью к артисту я отправился не в студию и даже не за кулисы концертного зала, а в… банк, где последние годы работает Герман. О том, какие повороты судьбы, привели его со сцены в бизнес и кто же он сегодня больше певец или банкир, мы и попытались разобраться.
— Гера, шел на встречу и думал, что знаю тебя не один год, но никогда не интересовался историей твоего псевдонима…
— В 1998 году, когда на студии Александра Кальянова я заканчивал работу над первым альбомом, покончил с собой солист группы «Иванушки International» Игорь Сорин. А дело в том, что моя настоящая фамилия тоже Сорин, хотя никакого отношения к нему я не имею. Мы просто однофамильцы. Дебютный альбом планировал выпускать под своим именем.
А тут такая трагедия. Решили, что в этой ситуации выпуск первой пластинки Германа Сорина будет выглядеть неуместной рекламой, построенной на чужом горе. Тогда встал вопрос о псевдониме. Это превратилось в увлекательную игру. Сотрудники студии приносили листы со своими вариантами. Чего там только не было! Крест, Север, Мамай, Антибиотик…
Но я все отвергал. Уже отчаявшись, Кальянов спрашивает, а у тебя в детстве прозвище было? «Было, — отвечаю. — Грач!». "Так, что ж, ты, молчал?! — Александр Иванович аж подскочил. — Это то, что надо". У меня имя редкое, в советское время так нечасто называли, и мальчишки во дворе все время кричали мне: «Герыч!». А потом оно сократилось до Грача, я к тому же в детстве темненький был, почти брюнет. Вот так и родился Гера Грач.
— Ты на сцене больше 20 лет, за плечами Гнесинское училище, десяток альбомов, тысячи концертов и вдруг ты здесь, в костюме, галстуке и с солидной должностью на визитной карточке. Кто же ты сегодня артист или бизнесмен?
— Можешь написать, что я един в двух лицах (смеется). Потому что я по-прежнему продолжаю свою музыкльную карьеру, и именно творческий путь привел меня в банк. Просто лет 10 назад на рынке стали происходить глобальные изменения: вся музыка ушла в интернет, рекорд-лейблы перестали покупать альбомы, как следствие — сократилось количество концертов…
В какой-то момент поймал себя на мысли, что мой распорядок дня как-то вдруг поменялся. Я все чаще курсировал между диваном, кухней и телевизором, постепенно утопая в этом ленивом режиме все глубже и глубже. Но человек должен быть при деле. Лежать овощем — не для меня. Конечно, я мог бы выступать в кабаках, но я — амбициозный, снижать планку не хотелось и я стал задумываться о будущем. У меня огромнее количество друзей, и однажды мой товарищ-банкир говорит: «Герман, тебя полстраны знает, ты коммуникабельный, может, пойдешь ко мне в команду, будешь заниматься пиаром, привлекать клиентов…».
И я подумал: «А почему бы и нет?». К тому же я закончил профильный ВУЗ и, в общем-то, ориентировался в ситуации. — Значит, чтобы поменять профессию, ты специально закончил институт? — Нет, история еще интереснее. Я же говорю, что мой нынешний статус вытекает из прошлой артистической жизни. В начале 2000-х годов мои, скажем так, почитатели творчества Владимир Вольфович Жириновский и олимпийский чемпион, депутат Госдумы Александр Карелин решили сделать жест доброй воли и отправили ходатайство на присвоение звания Заслуженный артист России. Но документ вернулся, потому что, как оказалось, соискатель должен иметь высшее образование, а я закончил только Гнесинское училище. Ну, думаю, раз так, надо что-то решать и ... поступил в институт на юридический факультет. Честно все пять лет ходил на лекции, готовил курсовые и неожиданно для себя увлекся науками.
Постепенно разобрался в юриспруденции, много стал читать об истории, особенно древней Руси. В итоге, когда подошел к защите диплома, понял, что никакое звание меня уже не интересует. Что лучше быть артистом из народа, чем народным артистом (смеется). К тому же теперь, когда, на мой взгляд, все эти звания сильно дискредитированы. Вот так я оказался в бизнесе, чему очень рад, но и о сцене не забываю, пишу новые песни и концерты даю. — Ты в прекрасной форме, подтянут, подкачан… Дружишь со спортом?
— Мне повезло родиться в СССР, когда всевозможных секций было миллион. У нас во дворе была хоккейная команда при ЖЭКе, однажды мы даже выиграли детское первенство Москвы «Золотая шайба». Летом — футбол. Потом, насмотревшись фильмов с Брюсом Ли, увлекся восточными единоборствами, это привело меня в бокс. Я кандидат в мастера спорта по боксу. Естественно, и сегодня держу себя в тонусе. Мне не нравится ходить в тренажерные залы, где, как правило, много людей и приходится ждать своей очереди к тренажеру. Но спорт я уважаю, для меня утренняя зарядка — такая же привычка, как чистить зубы. В одной из комнат своего дома оборудовал настоящий спортзал.
Еще я люблю хоккей и последние десять лет регулярно играю, причем, на весьма серьезном уровне, в команде ветеранов, где такие легендарные мастера, чемпионы мира, Олимпиады как Валерий Зелепукин, Евгений Могильный… Мы даже ездили на чемпионат мира ветеранов в Лас-Вегас. — С каким настроением встречаешь 45-летие? И чтобы ты посоветовал себе 25-летнему, представься такая возможность?
— Не могу сказать, что сильно задумываюсь о возрасте. Пока для меня, вроде бы, все по-прежнему. Есть силы, есть семья и любимое дело. Так что могу только повторить слова своей песни: «Я — молодой!» (улыбается). Но, если говорить всерьез, то возраст, конечно, ощущается. Не физически, нет. Я чувствую свои годы, глядя на родителей, которые постарели. Чувствую, когда смотрю на дочь, которая повзрослела.
Ей уже 19 лет, годы промчались как один день. Дочь - студентка, учится на ландшафтного дизайнера, уже работает. Принимала участие в благоустройстве парков Коломенское и Царицыно.
Что бы посоветовал себе молодому? (задумывается). Предостерег бы от ошибок, наверное. Увы, я совершил их в юности немало. Но мудрость приходит только с опытом, порой горьким. Се ля ви… — Как планируешь отмечать юбилей?
— Признаюсь, сначала были планы закатить нечто грандиозное. К тому же у меня друзья открыли недавно в Москве огромный ресторан. Но потом поразмыслил и решил, что все-таки не время сегодня для таких гулянок. Не в финансах дело, а в ситуации в целом. Не хочется пира во время чумы. Поэтому соберемся в загородном ресторане поскромнее, приедут друзья-артисты и просто близкие люди. Жду гостей из многих городов России, из Эстонии, Казахстана…
Посидим, попоем, вспомним былое, о будущем подумаем (смеется). А утром продолжим у меня в загородном доме. Накрою поляну, угощу всех своим фирменным самогоном, «грачевкой» (смеется). У меня стоит профессиональный аппарат португальский весь в медных трубках, так что качество напитка получается на высшем уровне. Голова ни у кого не болит. — Какой для тебя лучший подарок на день рождения?
— Никакого хобби или коллекции у меня нет, поэтому для меня главное просто присутствие родных людей рядом. Любого проявленного внимания достаточно. Но, не скрою, когда мои друзья-музыканты Андрей Алексин или Игорь Слуцкий обещают подарить на юбилей новую песню, то тут я начинаю испытывать приятное волнение. Предвкушаю хит (смеется).
Беседовал Максим Кравчинский Фото: из личного архива Геры Грача, пресс-служба "Радио Шансон"
Войти через: