Фонограмма: необходимость или профнепригодность?. Радио Шансон – Официальный сайт

Фонограмма: необходимость или профнепригодность?

пятница, 9 августа 2013 г.

Фонограмма: необходимость или профнепригодность?

Есть такое правило: если ты выбрал путь артиста, всегда пой вживую и с полной самоотдачей. Тем не менее, в России оно нарушается повсеместно – и пример тому недавние события на фестивале в Юрмале.

Фестиваль "Новая волна" проводится в Юрмале уже более десяти лет. Но последний песенный конкурс стал, пожалуй, одним из самых впечатляющих: чтобы добавить шоу новых красок, а зрителям - незабываемых впечатлений, его организаторы запретили артистам петь под фонограмму. Праздник удался, что называется, на славу: исполнители так убедительно мычали, что люди просто-напросто покидали концертный зал, пытаясь сохранить хоть какую-то крупицу веры в талант любимых исполнителей. 

В интернете тут же поднялась волна негодования в адрес горе-вокалистов, причем высказывались не только их разочарованные поклонники, но и коллеги по цеху. Одним из первых отреагировал Профессор Лебединский: 

"Все же не удержусь от комментариев... Как же мне дико приятно, что большинство из вас обделалось в Юрмале, наши пластмассовые звездульки!!! Вы уже обнаглели настолько, что смеете петь криво вживую, думая, что "народ и это схавает", что вы - "вечнолюбимые", застрявшие в телевизоре уже железно и на века, несмотря ни на что! Над вами полстраны ржет. У нас эти полстраны в караоке лучше поет! 

Так вам и надо, по заслугам получите! Я рад тому, что ваше время кончается, что талантливая молодежь прорвется без ваших телеков и контрактов, без унижений и зависимостей от продюсерчиков, все бабло которых выросло на крови "рабов-артистов" и на крови сломанных карьер и жизней тех, кто был вам неугоден". Далее следовало непечатное выражение и приписка: «К талантливым поющим, тоже в Юрмале выступавшим, не относится, естественно». Понять Лебединского, конечно, можно - ведь все, о чем он написал, прожито и пережито. Но все ли артисты разделяют его позицию? Корреспондент портала radioshanson.fm связался с известными шансонье, чтобы узнать их мнение.   

Звоним Александру Новикову: «Фонограмщина привела на телеэкраны полчища бездарей, пролезших или за деньги, или за огромные связи, или же через постель, – комментирует Александр Васильевич. – Наш отечественный шоу-бизнес являет собой карикатурное и жалкое зрелище. Его и вправду превратили в отряд клоунов – они кидаются в воду с вышек, скачут на коньках, разбивают обоюдно физиономии на рингах, клонируют друг друга в идиотских телепроектах - и сами же себя судят. Словом, делают все, что угодно, - только не поют. 

В условиях живого исполнения большая часть участников выглядит посмешищем. По форме и по содержанию, весь этот телегламурный паноптикум глубоко вторичен и не имеет никаких общих корней с современной мировой музыкой, а потому никому, кроме взяточников и "распильщиков" c телевидения, неинтересен». 

Разделяет мнение Александра Новикова и Вилли Токарев, считающий, что петь под фонограмму – значит поощрять деградацию культуры: «Есть, конечно, такие моменты, когда без фонограммы не обойтись. Например, во время съемок фильма, когда того требует сложный технический процесс. Но это совершенно недопустимо на концерте или фестивале! Если ты выходишь на сцену - пой вживую. Я думаю, что выступления под фонограмму – это ничто иное, как обман и оскорбление своих слушателей!» 

Еще одна звезда шансона – Стас Михайлов - относится к своим слушателям с уважением. «С полной уверенностью могу сказать, что Стас никогда не использует фонограмму! – комментирует его пресс-секретарь Ольга Бестужева. – Приходите на любой концерт – и вы убедитесь в этом сами!» К слову сказать, в России существует закон о защите прав потребителей, в котором четко прописано, что артистам запрещено выступать под фонограмму. Однако он не работает – по мнению певца и депутата Государственной Думы Иосифа Кобзона, этому мешает отсутствие четко разработанной карательной системы. 

Есть свое мнение по этому вопросу и у Юрия Лозы: «Все попытки принять какие-нибудь законы, запрещающие петь под фонограмму, глупы и неуместны. Есть закон о защите прав потребителя, который распространяется и на зрителей тоже. Купив билет на концерт, мы хотим получить то, за что заплатили, то, что нам было предложено на афише. Если артист объявил, что он собирается петь, а сам включил фонограмму, мы имеем право требовать в суде компенсации моральных убытков. Доказав обман один раз и получив с артиста сумму, в десятки раз превышающую его гонорар за такой концерт, мы создадим прецедент, который отвадит всех остальных артистов от использования фонограмм. 

В нашей стране любая социальная болезнь лечится только страхом». По поводу ситуации на фестивале в Юрмале Юрий Эдуардович говорит так: «На то он и фестиваль, чтобы пели под фонограмму. Если заставить всех исполнять свои песни живьём, у зрителей и слушателей может развиться рак ушей». «А я отношусь к этому вопросу толерантно, – говорит Михаил Шуфутинский. – Если кому-то нравится одинаково открывать рот на каждом фестивале, концерте или вечеринке - то это его личное дело. Только в данном случае это будет уже не пением, а… буффосинхронадой! Да, я это не люблю, мне это неинтересно! А ведь есть такие мастера, которые даже чихнут там, где нужно. Это ведь тоже своего рода талант».

Это были мнения артистов. А что думают наши слушатели? Пойдут ли они на концерт любимого певца, заранее зная, что выступление будет под фонограмму? Чтобы выяснить это, мы провели опрос в социальных сетях. 25, 5 % наших подписчиков radioshanson.fm : В последнее время мы постепенно пришли к осознанию того, что слишком увлеклись искусственными проектами – всеми этими реалити-шоу, заставляющими медийных персонажей заниматься на экране чем попало, лишь бы не основной работой. И вот сделаны первые шаги к подлинности – появились программы, где поющие люди поют, а не лазают по канату, появилась тяга к живому звуку, и не только на «Новой волне». 

В результате зрители узнали, что группа «Серебро» и Вера Брежнева совершенно не умеют петь живьем, и вдоволь посмеялись над этим в интернете. И что же? Мы стали меньше любить Веру Брежневу? Дело в том, что музыка не вполне поддается тотальному законодательному регламентированию. Запретом фонограммы не выправишь музыкальный вкус населения и не выведешь голосистых исполнителей на первые строчки чартов. Можно, конечно, заставить артистов указывать мелким шрифтом на афишах, что часть концерта идет под "фанеру", но это не приведет к вымыванию безголосых из профессии.

 Происходит так потому, что далеко не все посещают концерты ради вокала – многим достаточно посмотреть, как Вера Брежнева или Жанна Фриске, согласно бородатому анекдоту, «ходят по сцене туда-сюда». Согласитесь, бывает и так, что для людей, посещающих концерты, короткая юбка порой важнее умения петь. Кстати, можно бы и длину юбок регламентировать – но, боюсь, это приведет только к тому, что корпоративные концерты окончательно перейдут в теневой экономический сектор: длинноногие герлз-бэнды будут получать деньги от заказчиков напрямую без налоговых вычетов. 

Одни потребители считают свои права нарушенными, когда слышат «фанеру», другие – когда вместо привычной качественной записи звучат безнадежные попытки кумира попасть в ноты. Чьи права в данном случае важнее? Как ни странно, жизнь давно все отрегулировала и без принятия специальных законов. Не нравится телеконцерт – выключи, послушай в интернете то, что любишь. Надоели безголосые – сходи в филармонию. 

Не веришь страданиям поп-певички – включи душераздирающую балладу. Не нравятся одни и те же лица на экране – создай свой плейлист. Вряд ли большую аудиторию соберут рокеры, не способные создать в реальности атмосферу настоящего драйва. Никто не пойдет на концерты к шансонье, который вместо искреннего душевного исполнения включит зрителям фонограмму. 

Не будем об этом забывать. 

Фото: shutterstock.com, из личного архива Алексея Лебединского, пресс-служба "Радио Шансон"