Атаман русского шансона. Радио Шансон – Официальный сайт

Атаман русского шансона

пятница, 12 апреля 2013 г.

Атаман русского шансона

Мамины песни Михаил Шуфутинский родился в семье студентов мединститута. С жильем в послевоенной Москве было плохо, и молодые жили в маленьком домике, на дедушкиной даче в Салтыковке. По праздникам к Захару и Елене приезжали друзья. К приезду гостей накрывался стол, ребята привозили гостинцы, вино и, конечно, не забывали прихватить гитару. «Что пели в то время? – вспоминает Михаил Захарович. – Всю классику жанра: «Таганку», «На Колыме, где тундра и тайга кругом», «Воркута-Ленинград», репертуар Петра Лещенко, Вертинского… Я засыпал под эти песни, и не будет преувеличением сказать, что я впитал их с молоком матери. А вот манеру исполнения я целиком перенял от отца». Когда Мише едва сравнялось пять лет, произошла трагедия – погибла мама. На станции Новогиреево они с подругой перебегали железнодорожное полотно. В этот момент стали переводить стрелки и каблук подруги застрял. Девушки замешкались и попали под электричку. Несколько лет спустя отец вновь женился, а сынишку взяли на воспитание бабушка с дедушкой. Мише купили аккордеон и наняли учителя. Они жили в коммуналке на Калужской площади. В теплые дни Миша выходил в огромный, бурлящий жизнью двор и, к удовольствию всех его обитателей, часами играл «мамины песни» и популярные шлягеры 50-х. [ /upload/articles/570201/pics.2.jpg ] Джем-сейшен с Аллой Пугачевой После музыкальной школы Михаил Шуфутинский поступил в училище им. Ипполитова-Иванова на дирижерско-хоровое отделение. Курсом старше училась юная красотка со стройной фигурой, шокирующая всех преподавателей длиной своих юбок, будущая Примадонна, а тогда - просто Аллочка Пугачева. Молодые люди крепко сдружились. Вместе прогуливали они занятия по академическому хору, бродили компанией по переулкам старой Таганки, засиживались до полуночи в гостях у Аллы, которая жила в двух шагах от альма-матер, на Крестьянской заставе. В подвале училища располагались классы для индивидуальных занятий. Раздобыв ключ, ребята устраивали там настоящие джем-сейшены. Миша садился за рояль, кто-то брался за контрабас, кто-то – стучал на ударных, а Пугачева пела, на ходу импровизируя и поражая всех интересными приемами и находками. Прошли годы. Шуфутинский давно жил в Америке, подруга юности обрела заслуженный статус Примадонны. В 1988 году Алла Борисовна впервые приехала с гастрольным туром в Америку и сразу разыскала старого товарища. На одном из концертов она обратилась к залу: «Сегодня здесь присутствует мой друг, с которым меня многое связывает… Миша, ты где?» Шуфутинский вышел на сцену, они обнялись, обменялись приветствиями, и Алла сказала: «А эту композицию я хочу исполнить специально для Миши». Взяв его за руку, она спела песню «Старый друг». Как признается сегодня шансонье, этот момент запомнился ему на всю жизнь. В нынешней столичной суете они видятся редко, но по-прежнему испытывают друг к другу искреннее чувство дружбы. [ /upload/articles/570201/pics.3.jpg ] Атаман русской песни Оказавшись в Нью-Йорке, Шуфутинский начал выступать в ночных клубах Брайтон-бич, а в 1982 году решился на эксперимент – записал сольный альбом «Побег». Репертуар собирал по крупицам: что-то помнил с детства, что-то узнал во время работы в магаданских ресторанах, а какие-то песни подсказали друзья. Сегодня трудно представить, что знаменитый шансонье когда-то даже не задумывался всерьез о вокальной карьере. Но дебют оказался прорывным и, начиная с 1984 года, исполнитель каждый год дарит нам новый альбом. Однако не многие знают, что именно Шуфутинскому принадлежит заслуга в создании профессиональной эстрады всей «третьей волны» эмиграции. Практически все получившие настоящую известность проекты были записаны с его участием. Он делал аранжировки для альбомов Любы Успенской («Любимый»), Михаила Гулько («Синее небо России» и «Сожженные мосты»), Анатолия Могилевского («У нас в Одессе это не едят» и «Я Вас люблю, мадам»). А еще для Марины Львовской, Яна Бала, Веры Северной… Михаил Захарович создал первый в эмиграции оркестр «Атаман», куда вошли не просто инструменталисты, а подлинные виртуозы. За право пригласить его ансамбль владельцы ночных клубов чуть ли не дрались и плели византийские интриги. Шуфутинский, как настоящий профессионал, умеет просчитать тенденции музыкального рынка и делает это блестяще. Вернувшись в начале 90-х в Россию, певец быстро влился в авангард отечественного шоу-бизнеса и его «бархатный» баритон зазвучал отовсюду: от Первого канала ТВ до региональных радиостанций. Он по-прежнему удивляет публику то рэпом (помните «Черный пистолет»?), то дуэтом с… Тото Кутуньо, а то и ремейком «Белых роз». Не зря пошутила когда-то Таня Лебединская в пародии на «голливудского атамана»: «Ориентируюсь я быстро - у меня лицо артиста». Как всегда, Михаил Захарович - впереди планеты всей. [ /upload/articles/570201/pics.4.jpg ] Эстафетная палочка На прошлый юбилей, к 60-летию, друзья подарили маэстро уникальную трость, принадлежавшую когда-то самому Шаляпину. Да-да, ту самую, представленную во всех каталогах - с серебряным набалдашником в виде головы бульдога и глазами-агатами. Такая вот «эстафетная палочка». Интересно, чем удивят юбиляра друзья и близкие в этот раз? Автор: Максим КРАВЧИНСКИЙ, колумнист портала radioshanson.fm Фото: пресс-служба Михаила Шуфутинского