Поздравляем Алису Фрейндлих
Поздравляем Алису Фрейндлих
Алиса Бруновна — коренная ленинградка. Довольно редким именем и экзотическим отчеством она обязана немецким корням по отцовской линии. Ее детство прошло в самом центре города, в доме, парадным выходящем на Мойку. Когда началась война, отец Алисы, Бруно Артурович Фрейндлих, эвакуировался вместе с театром в Ташкент, а мама, Ксения Федоровна, вместе с дочерью остались в городе и пережили блокаду.
В Ленинградский театральный институт имени Островского Алиса поступила сразу после школы, но был момент, когда она подумывала не о драматической, а об оперной сцене. Однако и этот талант не пропал: песни, исполняемые ее лирическим меццо-сопрано, украшают многие кинофильмы. Институт студентка Фрейндлих окончила с отличием, в выданной ей характеристике, помимо прочего, значилось: «может играть остро характерные роли, детей и старух». Она действительно некотрое время выступала в амплуа травести: в театре Ленсовета с большим успехом шел спектакль «Малыш и Карлсон», где Малыша играла Фрейндлих, а Карлсона — Анатолий Равикович.
Тем не менее, актерский талант Алисы Бруновны не умещался в тесные рамки студенческой характеристики, на сцене театра им. Ленсовета, а впоследствии — БДТ у Фрейндлих были заглавные драматические роли, и до сих пор ее участие в спектакле — гарантия аншлага. К театральной актрисе Фрейндлих успех и признание пришли гораздо раньше, чем ее заметили и достойно оценили в кинематографе.
В середине 60-х, в самый расцвет ее театральной карьеры, на экраны вышел фильм «Похождения зубного врача» с участием актрисы, а в 1968-м — очень глубокая полухудожественная-полудокументальная лента «Любить» режиссера Михаила Калика. Несмотря на звездный актерский состав (в фильме, помимо Фрейндлих, принимали участие Игорь Кваша, Екатерина Васильева, Андрей Миронов, Светлана Светличная), картина не слишком известна широкому кругу зрителей: из-за цензуры она вышла на экраны совсем небольшим тиражом.
Однако песню «Сигареты» из фильма в исполнении Алисы Бруновны ждала более счастливая судьба, ее знают и любят до сих пор. Поворотным в ее кинокарьере стал 1977-й год, когда вышел на экраны фильм «Служебный роман». Тут уж Фрейндлих узнали и полюбили не только ленинградские театралы, но и вся страна. Эта картина — третья попытка работы актрисы с Эльдаром Рязановым. Режиссер планировал ее снимать сначала в «Гусарской балладе», затем — в «Иронии судьбы», однако по различным причинам этого не случилось. На роль Мымры, Людмилы Прокофьевны Калугиной, Рязанов утвердил актрису без кинопроб.
Одной из составляющих успеха фильма стали песни на музыку Андрея Петрова, исполняемые Алисой Бруновной в теплой, задушевной манере — «У природы нет плохой погоды» и «Моей душе покоя нет». Следующий 1978-й год принес новый киноуспех — роль королевы Анны Австрийской в экранизации романа Дюма «Три Мушкетера». По сути, это фильм-мюзикл, где у каждого из героев своя музыкальная партия. И здесь нашлось достойное применение вокальному таланту актрисы. В дуэте в кардиналом Ришелье «Мне ваше имя…», с герцогом Бэкингемом «Ах, с вами вижусь я милорд…», в отчаянной песне-монологе «Мадона, мне конец…» проявляются черты ее героини — венценосной особы и в то же время пленницы своего высокого положения, страдающей от любви к мужчине, с которым ей не суждено быть вместе.
И как заключительный штрих — партия «ответ Королю», которая исполняется не страдающей женщиной, но королевой: своенравной и гордой победительницей. В настоящее время Алиса Бруновна — ведущая актриса Большого Драматического театра имени Товстоногова, на сцене которого играет уже тридцать лет.
Без преувеличения миллионы людей любят ее не только за огромный актерский талант, но и за удивительный голос, за ее лирическую манеру исполнения любимых песен, переживших уже не одно десятилетие.
Фото: kino-teatr.ru (кадр из к/ф «Анна и Командор» (1974)
Войти через: