Аида Ведищева: запрещенная певица
Аида Ведищева: запрещенная певица
Но в титрах имени Аиды Ведищевой вы не найдете: однажды попав в немилость к министру культуры Фурцевой, Ведищева навсегда лишилась возможности выступать на радио и телевидении.
Профессорская дочка
Настоящее имя певицы — Ида Вайс. Ее отец был профессором медицины, после войны Минздрав послал его из Казани, где родилась Ида, открывать стоматологический факультет в Иркутском мединституте. Как гласит семейное предание, петь и говорить Ида начала одновременно. Несмотря на то, что родители рано заметили певческий талант дочери и стали его активно развивать, ее будущее они связывали с медициной. Но вопреки чаяниям родителей девочка приходила из школы, бросала портфель, надевала мамины туфли на шпильках и голосила в расческу «Джамайку» перед зеркалом. Папа с остервенением стучал в стену: «Заниматься!». Уговорить Иду поступить в медицинский профессору так и не удалось, сошлись на инязе.
И как только диплом был получен, Ида отдала его родителям и отправилась искать счастья в Орловскую филармонию, где как раз набирали артистов. Там она встретила своего первого мужа Вячеслава Ведищева, взяла его фамилию, и из Иды Вайс превратилась в Аиду Ведищеву. Из Орла Аида перебралась в Москву, работала с Олегом Лундстремом и Леонидом Утесовым, а также выступала сольно.
Счастливый случай
Однажды ей позвонила подруга, работающая на радио, и сказала: «Надо записать песню». Аида приехала, посмотрела на ноты, песенка оказалась незамысловатой, и Аида даже не поинтересовалась, для чего, собственно, делается эта запись. Работа над песней заняла не больше получаса, Аида уехала домой и думать про нее забыла. Через неделю раздался звонок: «Вы победили в конкурсе на голос героини фильма Гайдая».
Так Наталья Варлей запела в «Кавказской пленнице» голосом Аиды Ведищевой. После выхода фильма на экраны фирма «Мелодия» выпустила пластинку с «Песенкой про медведей», которая разошлась семимиллионным тиражом. Как первую советскую «миллионершу», ее отправили на международный песенный конкурс в польский город Сопот. Своя среди чужих Там Аида сразу нашла язык с европейскими знаменитостями — Карелом Готтом, Хеленой Вондрачковой, Радмилой Караклавич. И вдруг в один из конкурсных дней по радио объявили: «Советские войска вошли в Прагу».
Карел Готт со словами «Я не могу петь, когда Родина в опасности!» собрал чемоданы и уехал из Сопота, его примеру последовали еще несколько исполнителей, а из Москвы поступила телефонограмма: «Ведищевой — не петь!». Но Аида ослушалась приказа, вышла на сцену и вместо одной заявленной песни пела целых полчаса. Она исполнила в том числе композиции Владимира Шаинского, который в то время был в большой немилости у властей. Несмотря на политические передряги публика встречала Ведищеву очень тепло, вызывала на бис, а жюри присудило ей второе место. Но вместо похвалы на Родине Ведищеву ждала опала.
Фурцевой доложили о «выходке» певицы, и всемогущая министр культуры перекрыла Аиде кислород: на радио ее не приглашали, по телевизору перестали показывать, а концерты стали предлагать все реже. Роковое танго Кое-какая работа у Ведищевой все же осталась — да, она лишилась эфиров, но друзей в музыкальном мире у нее по-прежнему оставалось немало. Среди них был композитор Александр Зацепин. Для нового фильма Гайдая «Бриллиантовая рука» он написал душераздирающее танго «Помоги мне» и поставил режиссеру условие: «Только Ведищева!»
Гайдай воскликнул: «Какая Ведищева? Ее в кино не пропустят!» Но композитор был непреклонен. Кинулись разыскивать Аиду, но она гастролировала по Дальнему Востоку. Домой после гастролей Ведищева приехала поздно вечером, и уже собралась ложиться спать, когда раздался звонок Зацепина: «Ты где была? Мы тебя месяц разыскиваем! Фильм готов, осталось только песню записать. Скорее на студию!»
Через час певица уже была на «Мосфильме». Зашла в студию, а на полу сидят трое: Андрей Миронов, Юрий Никулин и Леонид Гайдай. Перед ними бутылка конька. Увидев Аиду, замахали руками: «Давай к нам!». Ведищева ответила: «Сегодня буду делать что-нибудь одно: или пить, или петь. Вы уж как-нибудь сами, а я попробую песню записать». Так, в пять утра состоялась первая и единственная проба.
Замуж за миллионера
Когда фильм вышел на экраны, Ведищеву стали обвинять в пошлости и пропаганде секса. К экранному образу женщины легкого поведения, созданному совместными усилиями Гайдая, Светличной и Ведищевой, добавилось неординарное поведение певицы на сцене. Дело в том, что певица была первой в СССР «фанерщицей» — ей не разрешали собирать собственные коллективы, поэтому она записывала «минусовки» и выступала с ними и с целой шоу-группой на заднем плане.
По тем временам это была непозволительная дерзость. К 1980 году работать в СССР Ведищевой стало невозможно, и она, прихватив маму, сына и пять собак, эмигрировала в США. Там Аида поступила в колледж и стала изучать американский кинематограф и театр. Через некоторое время начала выступать с сольной программой. А затем вышла замуж за американского миллионера. Казалось бы, такой судьбе можно только позавидовать. Но муж встал между Аидой и творчеством, запрещал ей выступать, хотел, чтобы она блистала только для него.
Конечно, этого Ведищева выдержать не смогла и через пять лет подала на развод — любовь к искусству оказалась сильнее привязанности к мужу.
Фото: кадр из видеоклипа «Будь со мною прежним», kino-teatr.ru
Войти через: