Высоцкий и блатняк. Как так вышло?. Радио Шансон – Официальный сайт

Высоцкий и блатняк. Как так вышло?

понедельник, 23 октября 2023 г.

Высоцкий и блатняк. Как так вышло?

25 января 2022 года Владимиру Высоцкому исполнилось бы 84. Среди его лирических, бардовских и шуточных песен есть целый пласт блатных композиций. В местах лишения свободы Владимир Семенович не был, но это никак не помешало ему передать нравы хулиганов в текстах и мелодиях. 

– О моих песнях ходит много разговоров. Иногда разговоры приятные. Например, меня часто спрашивают, не тот ли я Володя Высоцкий, который был под Курском или под Сталинградом, под Оршей или под Вязьмой. Люди думают, что я прошел войну, — говорил Высоцкий.

После выхода фильма «Вертикаль» даже альпинисты стали считать Высоцкого покорителем вершин. Он не был на войне, не был в лагерях, но за своего Владимира Семеновича принимали все. От простых парней во дворах до фронтовиков. От бандитов до интеллигенции. 

– Иногда говорят, что я сидел много, неоднократно. Уже по срокам мне должно быть лет девяносто семь. Это неправда, это измышления. Эти слухи не дают налета фальшивого романтизма. От них неприятности одни, – говорил поэт. 

От блатных песен Высоцкий не отказывался. Наоборот он считал, что именно благодаря этим композициям он научился работать с формой: превращать сложное в простое, писать такие мелодии, которые проникали бы “не только в уши, но и в душу”. 

В книге “Высоцкий В.С. Не вышел из боя” Александр Чаплыгин написал, что уличные песни музыканта положительно повлияли на молодежь. Ведь в одних композициях он воспевал их, а в других – высмеивал, показывая, что нет никакой блатной романтки, “ что все это очень отвратительно и страшно. Оказывается, женщины в том мире такие, с которыми «спать — ну кто захочет сам», «товарищ» может продать и «за все сказать»; «в лагерях не жизнь, а темень тьмущая», там «каждый день мордуют уголовники, и главный врач зовет к себе в любовники»; и это так далеко от дома, что «шпалы кончились, рельсов нет», а впереди целых «семь лет синевы» и «передач не видеть, как своих ушей»... И выяснится в конце концов, что променял ты «на жизнь беспросветную несусветную глупость свою”.

Вот лишь несколько композиций Высоцкого из так называемого «блатного цикла» и цитат автора:

«Даже в серьезных учреждениях верят слухам. Когда там спрашивают: „А почему вы не печатаете его песни?“ — отвечают: „А бог его знает, вдруг он сидит!..“»

«Мои выступления — это беседа со зрителем, возможность рассказать в той или иной форме, смешной или серьезной, о тех вещах, которые тебя беспокоят и волнуют, в надежде, что и зритель тоже точно так же относится к тем вещам, о которых ты ему рассказываешь».

«Мне сказали, что некоторые приходят на концерты в ожидании увидеть, что я стою пьяный или выражаюсь нецензурными словами. Это несправедливый поклеп». 

«Я всегда говорю „я“. Но это совсем не значит, что я все прошел и испытал. Для этого не хватило бы и нескольких жизней. Кое-что я знаю сам, кое-что мне рассказали люди. А я хочу об этом рассказать вам, как я это понимаю. И из-за этого я пишу „я“. В моих песнях не разберешь, где я, а где другие люди».

«С профессиональной точки зрения нет никакой разницы между моими ранними и поздними вещами. Конечно, первые мои песни написаны от имени ребят дворов, улиц послевоенных, таких компаний, которые собирались во дворах. В московских дворах было много жизни в то время. И танцевали, и пели, и играли в разные игры, и все это во дворах. Конечно, в ранних моих песнях присутствует, если так можно выразиться, слово нехорошее, такая заблатненная интонация».