Владимир Высоцкий: песни к кинофильмам (Часть II). Радио Шансон – Официальный сайт

Владимир Высоцкий: песни к кинофильмам (Часть II)

четверг, 23 января 2014 г.

Владимир Высоцкий: песни к кинофильмам (Часть II)

1. «Короткие встречи», 1967 год «В Ватикане прошел мелкий дождичек…» Авторы — предположительно А. Охрименко, С. Кристи и В. Шрейберг В кинофильме «Короткие встречи» Высоцкий поет строчки из блатной песенки [ /about/prosto_pesnya/istoriya_pesni__murka.html ] «В Ватикане прошел мелкий дождичек…» В ряде источников говорится, что эта вещь была написана для студенческого капустника в Ленинградском театральном институте, как пародия на жалостные песни вокзальных попрошаек. Другие исследователи, впрочем, склонны полагать, что эта песня имеет много вариантов и указывать каких бы то ни было авторов — бессмысленно. Как говорится, музыка народная, слова тоже народные. 2. «Ветер «Надежды», 1978 год «Ну, вот исчезла дрожь в руках» («Ах да, среда!») Автор — В. Высоцкий Фильм посвящен курсантам морских училищ, направляющихся в Австралию на учебном паруснике «Надежда». Их ждут приключения и непростые ситуации… Часть песен создана именно для фильма, а вот «Ах да, среда!» Высоцкий написал раньше, по духу и смыслу она больше напоминает песни к «Вертикали» [ /about/prosto_pesnya/10_luchshih_pesen_vladimira_vysotskogo__vybor_redaktsii_.html ] . Впрочем, вершина, упоминаемая в тексте, тут — условность, символ преодоления трудностей. 3. «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год «Поговори хоть ты со мной…»  Музыка — народная цыганская, слова — В. Высоцкий В фильме песня звучит из кассетного магнитофона «Весна», с которым «сталкивается» царь, попавший в наше время. Как и в случае с «Погоней», это стилизация под цыганский романс [ /about/news/pyat__luchshih_tsyganskih_romansov.html ] . Высоцкий написал песню «Поговори хоть ты со мной…» по мотивам стихов поэта Апполона Григорьева. Режиссер фильма Леонид Гайдай вспоминал, что пригласил Высоцкого и хотел, чтобы тот исполнил определенную песню. Но Владимир поставил условие — если петь, то только свою — и выбрал «Поговори хоть ты со мной…», она и вошла в фильм.  4. «Стрелы Робин Гуда», 1975 год «Баллада о любви» Автор — В. Высоцкий Кинофильм «Стрелы Робин Гуда» — вольный пересказ легенд о благородном разбойнике из Шервудского леса. Режиссер Сергей Тарасов изначально планировал украсить повествование песнями Владимира Высоцкого, стилизованными под баллады. Интересно, что «Баллада о любви» никак не получалась у Высоцкого, хотя именно с любовью на тот момент дела обстояли прекрасно — он был в гостях у Марины Влади в Париже. Помог случай — Высоцкий встретился с писателем-диссидентом Андреем Синявским, который на тот момент жил в эмиграции. Он посоветовал понять и прочувствовать библейскую «Песнь песней», это помогло. 5. «Стрелы Робин Гуда», 1975 год «Баллада о борьбе» Автор — В. Высоцкий «Баллада о борьбе» написана в рамках того же цикла, однако они вошли только в режиссерскую версию фильма, в варианте, который вышел в прокат, композитором значится Раймонд Паулс, а автором текстов — Лев Прозоровский. Чиновники Госкино решили, что Высоцкий тут явно лишний — его песни «не вписываются в идею фильма». Так, «Баллада о борьбе» — это личное воспоминание о дворовых играх послевоенной детворы. Мальчики, начитавшись приключенческих романов, разыгрывали сцены битв и дуэлей [ /about/news/garik_krichevskiy__privykayu_k_grohotu_granat.html ] , что становилось для них первым опытом в постижении этого мира. Съемочной группе приказали убрать всю музыку Высоцкого и создать новый «правильный» вариант. Профессионал Раймонд Паулс сделал все буквально за несколько дней, а Лев Прозоровский спешно создал тексты для двух песен. А записи Высоцкого режиссер Тарасов потом использовал в своей же кинокартине «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Только Владимира Семеновича тогда уже не было в живых… Фото: кадр из к/ф «Короткие встречи» (1967 год, Одесская киностудия)