Сухоруков сыграл обаятельного тирана

Сухоруков сыграл обаятельного тирана
Показ проходил в присутствии автора пьесы Леонида Зорина, отметившего в ноябре 90-летие. Написанное в 1964 году произведение о власти, народе и интеллигенции, постоянно возбуждало пытливые умы режиссеров.
Известно, что в 1965 году в БДТ пьесу ставил Георгий Товстоногов, говорят, что в спектакле были прямые намеки на Фурцеву и Хрущева. Власти порекомендовали Товстоногову решить судьбу спектакля самому, учитывая, что впереди маячили заманчивые зарубежные гастроли. И режиссер не пошел на открытое противостояние, думая о сохранении театра и труппы. «Римскую комедию» ставили и в других театрах, например, в вахтанговском. И удивительное дело – спектакль всегда звучал актуально.
Видимо, это своеобразный знак качества или, как любят говорить пафосные люди, «гениальное предвидение», но пьеса, поставленная в Театре им.Моссовета его художественным руководителем Павлом Хомским, выглядит так, как будто написана вчера, на злобу дня. По сюжету, Римская империя времен Домициана погрязла в коррупции и праздности: император окружил себя командой льстецов и подхалимов. Они четко следуют негласным правилам, закрывают глаза на откровенную глупость и несправедливость указов, называют черное белым – и… срывают дивиденты – живут в роскоши и праздности. Свобода слова душится, зато всячески приветствуются парадные вывески, типа «Рим – самый нравственный город, у нас единственных есть весталки!»…
Придворный рифмоплет Сервилий готов писать вирши по случаю любого чиха императора, но в глубине души он восхищается талантом другого литератора – сатирика Диона. Наделенный даром метко подмечать человеческие и общественные пороки, Дион отличается еще и редкой прямолинейностью, отчего слывет человеком малоприятным. Императору он не льстит, напротив, при каждом удобном случае указывает на недостатки существующей власти. Даже к уважающему его Сервилию сатирик относится презрительно, утверждая, что тот войдет в историю как основоположник понятия «сервильность», т.е. раболепие…
Император – неглупый человек, он осознает справедливость памфлетов Диона и даже пытается его приблизить к себе, считая, что он украсит команду своим интеллектом. За это требуется немногое: укоротить язык, снизить обличительный пафос – и все, ты тоже будешь в шоколаде. Ан нет – Дион не продается. А посему живет со своей верной женой Мессалиной в изгнании, в нищете, не имея денег даже на лекарства и еду. Ну а потом, по законам жанра и логики, все переворачивается: общество, прогнившее изнутри, обречено, его правителя свергает внешний враг, который никогда не дремлет. Команда фаворитов быстренько предает Домициана, перейдя на сторону противника. Экс-император бежит и находит пристанище у того, кого отправил в опалу – у Диона. Умные разговоры о судьбах нации, родине – и вот вы уже уверены: император не безнадежен, пережив падение и измену, он обязательно сделает выводы и вернется на трон просветленным…
Не буду раскрывать, чем заканчивается комедия, у нее вполне жизненный финал. Но повторюсь, аллюзии с сегодняшним днем довольно прозрачны… Впрочем, Виктор Сухоруков, играя Диона, не имеет в виду никого конкретного, его образ императора – скорее гротесковый, фриковатый. Он из тех обаятельных тиранов, кто, по меткому определению другого знаменитого драматурга, легко способен совместить аресты с торжествами. Усыпляющая мягкость и вкрадчивость соседствуют с решительностью и жестокостью, трезвость - с приказами «называть меня Император-Бог». За сменой его настроений не успеваешь уследить, но при этом ждешь появлений Сухорукова на сцене, потому что это – всегда фейерверк.
Георгий Тараторкин, играющий диссидента Диона, напротив, скуп на проявление эмоций, он делает акцент на том не КАК, а ЧТО он говорит. С давней партнершей по театру и кино Ольгой Остроумовой они смотрятся сыгранным дуэтом, Остроумова подхватывает каждое слово, каждый взгляд Тараторкина – еще бы ведь играет жену-соратницу! Другой тип жены - хамоватой, напористой, амбициозной и не очень верной – представляет Маргарита Шубина, играющая роль Фульвии, супруги Сервилия. А вот Екатерина Гусева, изображающая высокопоставленную куртизанку-интриганку Лоллию, - само воплощение эротики: откровенные наряды, грация, змеиная пластика…
Гусева как-то умудряется весь спектакль ходить на мысочках – очевидно, чтобы казаться выше ростом, и порой зритель так заворожен этими физическими ухищрениями, что не способен оценить игру актрисы… Впечатляют и декорации: знаменитая капитолийская волчица выглядит так, что тебе и не приходит в голову сомневаться: если что не так – тут тебя загрызут до смерти…
В общем, если вы хоть раз задумывались о том, в чем функция интеллигенции, кто истинный патриот, а кто конформист – сходите в Театр им.Моссовета на спектакль «Римская комедия» - получите пищу для ума.
Илона Егиазарова
Войти через: