Шансон по-советски (ВИДЕО)
Шансон по-советски (ВИДЕО)
1. «На морском песочке» из фильма «Свадьба в Малиновке», 1967 год
Как правило, в советском кино самые «разбитные» песни исполняли персонажи отрицательные, но вместе с тем — обаятельные. Например, в фильме «Свадьба в Малиновке» песня про Марусю «в розовых чулочках» досталась всенародно любимому жулику-адьютанту Попандопуло (актер Михаил Водяной).
Кстати, ее автор — уважаемый Борис Александров, а сам фильм — экранизация его одноименной оперетты. В процессе исполнения Попандопуло пьет молоко из кувшина. Создатели фильма вспоминают, что все продукты, а также напитки (в том числе алкогольные) на съемках были настоящими. Это привело к тому, что во время съемок сцены свадьбы вся массовка, состоявшая из работников окрестных совхозов, усердно налегала на самогон и очень быстро «полегла». В итоге сцена народных гуляний получилась исключительно реалистичной.
2. «Мне бы дьявола-коня» из фильма «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», 1971 год
«Корона Российской империи» — третий фильм о приключениях подростков в годы Гражданской войны, снятый режиссером Эдмондом Кеосаяном по мотивам повести Павла Бляхина «Красные дьяволята». Песня «Мне бы дьявола-коня», которую исполняет Яшка-цыган, сидя в тюрьме, напоминает народную. Однако ее авторы — маститый советский поэт-песенник Роберт Рождественский и не менее уважаемый композитор Ян Френкель. Исполнитель роли Яшки-цыгана — Василий Васильев — родился в самом настоящем цыганском таборе, где и жил до шести лет. Поэтому петь под гитару и скакать на лошади начал практически «с пеленок». Кроме него, в семье было еще 13 детей.
В 1956 году Васильевы поселились в городе Вязники Владимирской области, где мальчик стал учиться, а уже после девятого класса пошел работать на ткацкую фабрику. На пробы «Неуловимых мстителей» будущий Яшка-цыган попал случайно. Его самого и двух его братьев порекомендовал Эдмонду Кеосаяну актер Юрий Цурило — дальний родственник Васильевых. Из восьми тысяч претендентов выбрали именно Василия. Сейчас актеру шестьдесят три года, с начала 90-х он живет в Твери вместе женой и двумя дочерьми.
3. «Ах, зачем я на свет появился?» из фильма «Республика ШКИД», 1966 год
В основе сценария фильма «Республика ШКИД» — автобиографическая повесть бывших воспитанников Школы-коммуны для трудных подростков им. Ф. М. Достоевского. Действие происходит в самом начале 1920-х годов, но жалостливая песня «Ах, зачем я на свет появился?» родилась еще в царской России, ведь беспризорники были и тогда. Это доказывают следующие строки: «Осторожный раз барин попался, меня за ухо цепко схватил, тут недолго судья разбирался и в Литовский меня засадил». Здесь имеется в виду Литовский замок — следственная тюрьма в Санкт-Петербурге, выглядевшая довольно мрачно. С 1823 года здесь содержались и уголовные, и политические преступники. В марте 1917 года замок-тюрьма был разрушен и сожжен. Таким образом, этот куплет мог появиться только до революции. Однако в версии, звучащей в фильме, от первоначального текста осталось мало — смутные годы перемен наполнили ее новым смыслом, а вот мелодия осталась прежней.
4. «Журавль по небу летит» из фильма «Бумбараш», 1971 год
Автор стихов песни — Юлий Ким, композитор — Владимир Дашкевич. Песня создавалась в непростых условиях. В то время за Юлием Кимом как за участником диссидентского движения велось постоянное наблюдение. Владимир Дашкевич вспоминает, что к ним под видом настройщика роялей приходил работник сцецслужб и устанавливал «жучки». Поэт был вынужден скрываться и работать под псевдонимом. Поэтому в титрах указано, что автор слов не Юлий Ким, а Юлий Михайлов. Песню в фильме исполнил Александр Хочинский, впоследствии она стала его «визитной карточкой». Вот что говорил об актере Александр Городницкий: «Хочинский был удивительным человеком, по облику он был шансонье. Ему удивительно шла гитара. Он был изящный, худой, стремительный, нервный».
5. «Ваше благородие, госпожа удача» из фильма «Белое солнце пустыни», 1970 год
Песню «Ваше благородие, госпожа удача» специально для фильма написали Исаак Шварц и Булат Окуджава. Несмотря на то, что Исаак Шварц создал музыку более чем к ста фильмам, это, пожалуй, его самая известная и узнаваемая мелодия. Как признавался впоследствии Шварц, песню он написал, представляя себе, как ее будет петь Павел Луспекаев. И тот спел ее действительно прекрасно, сидя в обнимку с Петрухой и бутылью самогона. Естественно, на съемках эффект опьянения достигался с помощью актерского мастерства, а вот в свободное от работы время артисты не слишком себя ограничивали — постоянно устраивали застолья, случались и драки. Так, например, эпизод, где у Верещагина во время схватки на баркасе кровоточит лицо, совершенно натурален — накануне Луспекаеву рассекли бровь в стычке с местными хулиганами.
6. «Лиловый негр» из фильма «Место встречи изменить нельзя», 1979 год
В фильме «Место встречи изменить нельзя» Владимир Высоцкий, который играет Глеба Жеглова, исполняет романс «Лиловый негр» Александра Вертинского. С этой сценой связана интересная история. Консультантом на съемках был заместитель министра МВД СССР генерал-лейтенант К. И. Никитин. Он просил, чтобы Жеглов хотя бы раз показался на экране в милицейской форме. Эту просьбу необходимо было выполнить, потому что взамен режиссер Станислав Говорухин рассчитывал получить различные поблажки, — например, возможность оставить спорную сцену, где Жеглов подбрасывает в карман Кирпичу кошелек, да и вообще надеялся, что после этого работа над фильмом пойдет быстрее. Но Высоцкий был неумолим: «Форму не надену ни за что!»
Для него милиционер сталинских времен ассоциировался с теми людьми, которые творили страшное беззаконие. И тогда Говорухину пришлось придумать сцену, где Жеглов садится в кителе к роялю и исполняет несколько строк из «Лилового негра» Вертинского. Однако Высоцкий все равно не поет романс целиком, перебивая его репликами, обращенными к Шарапову. А потом сразу же снимает китель и больше ни разу его не надевает за весь фильм.
Фото: кадр из х\ф «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (1971 год)
Войти через: