Шансон и шпионаж. Часть первая. Радио Шансон – Официальный сайт

Шансон и шпионаж. Часть первая

вторник, 14 октября 2014 г.

Шансон и шпионаж. Часть первая

Было время, исполнителей жанра запрещали и не подпускали к официальной эстраде. И немудрено: многие из них жили в эмиграции, пели песенки либо откровенно антисоветские, либо «старорежимные» — про поручиков и барышень. И уж конечно, таких исполнителей подозревали (и иногда небезосновательно!) в «связях с империалистами» и шпионаже. Мы решили исследовать эту тему вместе с историком шансона Максимом Кравчинским и разбили ее на две части — «Шансон про шпионов» и «Шансонье-шпионы». Итак, часть I. Первая известная жанровая композиция про рыцарей плаща и кинжала родилась в грозные сталинские годы, когда в СССР повсюду ловили вредителей и диверсантов, а все советские граждане, как один, помогали доблестным органам в этом трудном деле. Написал шуточную песню под названием «Марсель» ученый-филолог Ахилл Левинтон (1913–1971).  Ее исполняли многие классики жанра — от Аркадия Северного [ http://radioshanson.fm/artists/258227/ ]  и Владимира Высоцкого [ http://radioshanson.fm/artists/258287/ ]  до Кости Беляева [ http://radioshanson.fm/artists/413107/ ]  и Владислава Медяника [ http://radioshanson.fm/artists/258267/ ] . Невзирая на прошедшие с ее создания десятилетия, она популярна по сей день. Суть неувядающего шлягера в том, что к стоящему «на стреме» жулику подходит иностранный агент и, соблазняя жизнью в Марселе, предлагая «деньги и жемчуга стакан», просит «передать ему секретного завода план». Но герой песни, хоть и бандит, но бандит советский и он дает искусителю достойный ответ: Советская «малина» Собралась на совет, Советская «малина» Врагу сказала «Нет!» Однако НКВД жеста благородных разбойников не оценил: Меня благодарили власти, Жал руку прокурор, А после посадили Под усиленный надзор. С тех пор имею, братцы, Одну я в жизни цель: Ох, как бы мне добраться В эту самую Марсель… [ /upload/Вокруг Шансона/Мишка Япончик/foto1_823.jpg ] Песня Левинтона вдохновила на создание композиции «по мотивам». В 1987 году Михаил Шуфутинский [ http://radioshanson.fm/artists/258349/ ]  в альбоме «Атаман-3», выпущенном в США, исполнил замечательную вещицу «Одессу-маму не продам» (автор Валерий Скоров - Прим. ред.). Основной смысл ее тот же: некий гражданин сидит у одесского фонтана и наблюдает за красивыми девушками, как вдруг к нему подходит иностранец и говорит: «Мy friend, поедем в Амстердам. Там жизнь блатная, там почти что нету пьяниц, Но дела хватит и бандитам, и ворам…» Сымай пиджак, — он говорит, — сымай колеса, В них не пускают в чудный город Амстердам. Я на тебя надену фирмы «Левис» клеши, И дипломат французский вместо торбы дам… …Мы этой ночью с пьедестала снимем Дюка, И увезем его с собою в Амстердам…. Тут я не выдержал, сказал: — Довольно, дядя, Одессу-маму никогда я не продам… [ /upload/Вокруг Шансона/Мишка Япончик/71734.jpg ] И Левинтон, и автор «ремейка» наверняка были советскими пионерами, и, очень может быть, что вдохновила их на создание таких музыкальных «детективов» песня братьев Покрасс на стихи Евгения Долматовского, которую распевали мальчишки и девчонки 30-х годов. Это — известная и сегодня «Пуговка». Здесь уже шутки прочь. Здесь — все серьезно. Отряд пионеров находит пуговицу с иностранными словами и бежит с находкой к начальнику погранзаставы: «Рассказывайте толком, — Сказал начальник строгий, И карту пред собою Зеленую раскрыл:  — Вблизи какой деревни И на какой дороге На пуговку Алешка Ногою наступил? Четыре дня ищут бойцы владельца пуговки и, наконец, находят: Седого незнакомца  В деревне повстречали, Сурово осмотрели Его со всех сторон. А пуговицы нету У заднего кармана, И сшиты не по-русски Широкие штаны. А в глубине кармана — Патроны для нагана И карта укреплений Советской стороны… Не прошел мимо шпионской темы и Владимир Высоцкий. В его репертуаре было аж две песни.[ /upload/albums-thumbs/выс.jpg ]  Первая — «Пародия на плохой детектив» была написана в 1966 году и тематически повторяет творение Ахилла Левинтона. Помните? Опасаясь контрразведки, избегая жизни светской, Под английским псевдонимом «мистер Джон Ланкастер Пек», Вечно в кожаных перчатках — чтоб не делать отпечатков, — Жил в гостинице «Советской» несоветский человек. По ночам шпион снимал разные объекты, но скоро понял, что ему нужен подручный и завербовал в ресторане «пьяного и мягкотелого» гражданина Епифана: — Вот и первое заданье: в три пятнадцать, возле бани, Может, раньше, может, позже, остановится такси. Надо сесть, связать шофера, разыграть простого вора, А потом про этот случай раструбят по Би-Би-Си. …А за это, друг мой пьяный, — говорил он Епифану,— Будут деньги, дом в Чикаго, много женщин и машин… — Враг не ведал, дурачина, — тот, кому все поручил он, Был чекист, майор разведки и прекрасный семьянин… Вторую песню Владимир Высоцкий сочинил [ http://radioshanson.fm/about/prosto_pesnya/istoriya_pesni_pro_dzheymsa_bonda ] , когда шли съемки фильма «Красная палатка» (1969), где [ /upload/Вокруг Шансона/Мишка Япончик/sean_connery_bond.jpg ]  снимался знаменитый актер Шон Коннери. В то время актер был невероятно популярен на Западе как исполнитель роли Джеймса Бонда, толпы фанатов буквально осаждали его. По этой причине он долго отказывался ехать в СССР, опасаясь надоедливых поклонников. …А то, бывало, встретят у квартиры, Набросятся и рвут на сувениры Последние штаны и пиджаки. Вот так и жил, как в клетке. Ну, а в кино потел. Различные разведки дурачил, как хотел. То ходит в чьей-то шкуре, то в пепельнице спит, А то на абажуре кого-то соблазнит. Но голливудской звезде было невдомек, что за «железным занавесом» картины с его участием почти никто не видел и потому его совершенно никто и не узнавал. Пробыв в СССР пару недель, удивленный Коннери отбыл восвояси, а узнавший об этой истории бард, написал шуточную зарисовку. Но порой случалось и так, что сюжеты песен переносились в реальную жизнь, и тогда участникам событий становилось совсем не до шуток. О «шансонье-шпионах» читайте в следующем материале. Продолжение следует. Автор Максим Кравчинский