Романсы из любимых кинофильмов (ВИДЕО). Радио Шансон – Официальный сайт

Романсы из любимых кинофильмов (ВИДЕО)

вторник, 19 ноября 2013 г.

Романсы из любимых кинофильмов (ВИДЕО)

Шутливые, трагические, задумчивые, страстные — романсы бывают разными, но всегда украшают фильмы, в которых звучат.

1. «А напоследок я скажу» из фильма «Жестокий романс», 1984 год Стихи: Белла Ахмадулина Музыка: Андрей Петров Исполнила: Валентина Пономарева 

Главный романс Ларисы — ему предназначено повернуть все действие к гибельной развязке. Вначале Эльдар Рязанов — большой любитель старинных романсов — «буквально начинил ими сценарий». Но потом понял, что это не то и стал искать подходящую женскую лирику 19-го века. Однако это тоже не дало результата, тогда режиссер обратился к Белле Ахмадулиной. 

«У нее я нашел то, что мне было нужно, — вспоминает Рязанов. — Правда, стихотворные строки звучат сложнее, чем могло бы быть в эпоху Островского...» Романсы за Ларису исполняет Валентина Пономарева, хотя ее имя по непонятным причинам в титры так и не попало.

 Для Гузеевой эта роль стала дебютной, правда, когда молодая актриса приехала на пробы, Рязанов был не в восторге от ее внешнего вида — в то время Лариса была студенткой театрального института, носила рваные джинсы, курила  и вообще вела себя довольно вызывающе. Но, тем не менее, это не помешало Рязанову из множества претенденток на роль выбрать именно ее. 

2. «Мне нравится, что вы больны не мной» из фильма «Ирония судьбы, или с легким паром», 1975 год Стихи: Марина Цветаева  Музыка: Микаэл Таривердиев  Исполнила: Алла Пугачева 

Стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной» Марина Цветаева посвятила мужу своей сестры Анастасии — Маврикию Александровичу Минцу. И, как ни странно, по словам Анастасии, это не любовная лирика. «Многие не понимают этого стихотворения, ищут подтекст, — говорила сестра Цветаевой. 

— А никакого второго смысла нет. Мне было 20 лет, я рассталась со своим первым мужем. На моих руках – двухлетний сын Андрюша. Маврикий Александрович сделал мне предложение, я стала его женой». Марина была очень рада за сестру, что и выразила в стихах. 

Надо сказать, Микаэл Таривердиев также был не в курсе «правильного» восприятия этого стихотворения. Поэтому он объяснял Алле Пугачевой, как нужно его исполнять, следующим образом: «Алла, тебе же не нравится, что «вы больны не мной», у Цветаевой именно этот смысл. Она-то хочет, чтобы были больны ею, а говорит другое — и возникает глубина».  

3. «Белой акации гроздья душистые» из фильма «Дни Турбиных», 1976 год Стихи: Михаил Матусовский Музыка: Вениамин Баснер 

Романс появился в начале двадцатого века, автор точно неизвестен, считается, что это аранжировка цыганской песни. В 1970-е годы романс возродился в фильме «Дни Турбиных». Поэт-песенник Михаил Матусовский рассказывал: «Приступая к съемкам «Дней Турбиных», Владимир Павлович Басов вспомнил, что в те давние времена, когда происходит действие пьесы Михаила Булгакова, в моде был романс «Белой акации гроздья душистые». 

Его мелодия, позднее измененная почти до неузнаваемости, приобрела маршевый характер и легла в основу песни «Смело мы в бой пойдем». Режиссер захотел, чтобы темы этих двух песен прозвучали в картине как отдаленное воспоминание о тех годах, и поставил такую задачу передо мной и композитором Вениамином Баснером». После выхода фильма, романс стал хитом. 

4. «Романс полковника» из фильма «О бедном гусаре замолвите слово», 1980 год Стихи: Петр Вяземский Музыка: Андрей Петров Исполнил: Валентин Гафт 

Стихи к романсу написал князь Петр Вяземский, он происходил из знатной семьи, был одним из перспективных молодых поэтов того времени, дружил с Пушкиным. В 1830-х годах у Вяземского начинается полоса личных трагедий: умирают его дети и близкие друзья. Под влиянием этих событий творчество поэта становится все более меланхоличным, в нем преобладают стихи-воспоминания, начинают встречаться религиозные мотивы. 

В таком мрачном настроении он и написал стихотворение «Я пережил и многое и многих». Однако в исполнении Валентина Гафта оно звучит не столько трагически, сколько задумчиво. 

5. «Останься» из фильма «Свадьба», 2000 год Стихи: Михаил Рябинин Музыка: Александр Морозов Исполнила: Галина Ивановна «Останься» исполняла Анна Герман, причем тогда это была достаточно бодрая композиция. Также ее пела, уже в виде романса, Лидия Небаба. 

Она вспоминает, как однажды перед концертом подошла к Александру Морозову и сказала: «Сейчас прозвучит ваш романс «Останься». Он никак не мог понять, что это за романс, пока Лидия не пояснила: «Тот, который когда-то пела Анна Герман». «Ах, Аннушка! Ну да, ну да», — наконец вспомнил композитор. В фильме «Свадьба» романс исполняет не актриса, а обычная женщина, жительница города Липки, где снималось кино. «Это Галина Ивановна, ей под 80, и у нее еще 150 таких песен, — рассказывает режиссер Павел Лунгин. — Благодаря Галине Ивановне и другим людям там, в Липках, я понял, что чуть было не снял неправду об их жизни. Они мне подсказали правильное развитие этой истории». 

6. «Отцвели уж давно хризантемы в саду» из фильма «Двенадцать стульев», 1971 год Стихи: Николай Харито Музыка: Николай Харито Исполнила: Гликерия Богднова-Чеснокова 

Романс написал в 1910 году Николай Харито. Его жизнь оборвал трагический случай. Осенью 1918 года Николай поехал на свадьбу своего университетского друга в Тихорецк. Обаятельный молодой человек оказался в центре внимания, чем вызвал ревность одного из гостей — барона Бонгартена. 

Тот пригласил Николая в сад и там застрелил. Рассказывают, что когда автор романса лежал, истекая кровью, кто-то тихо запел «Отцвели уж давно хризантемы в саду». В фильме «Двенадцать стульев» романс исполняет актриса Гликерия Богднова-Чеснокова. Она играет Елену Станиславовну Боур — бывшую красавицу-прокуроршу, погрузившуюся в ностальгические воспоминания после визита Кисы Воробьянинова. 

Фото: кадр из к/ф «Жестокий Романс» (1984) / kino-teatr.ru