«Лесоповал»: чувствуем поддержку Танича. Радио Шансон – Официальный сайт

«Лесоповал»: чувствуем поддержку Танича

вторник, 16 апреля 2013 г.

«Лесоповал»: чувствуем поддержку Танича

Лесоповал для Михаила Танича - не только название группы, которую он создал. 

«Лесоповал» - такую меру пресечения вынес ему в 1947 году суд, обвинив молодого человека в «антисоветской агитации». Рассказывает Лидия Козлова: «Миша, недавно вернувшийся героем с войны (он был командиром противотанкового орудия, награжден несколькими орденами), находился в компании друзей. 

Кто-то из них стал расспрашивать его, мол, как там, в Германии? Он, улыбнувшись, ответил: «Бабы такие же, а вот дороги и радиоприемники – просто класс». Один из присутствовавших оказался сотрудником НКВД и на следующий день передал «куда следует» эту, казалось бы, невинную фразу». 

- Лидия Николаевна, 17 апреля исполнится пять лет, как не стало вашего супруга… - А вы знаете, Миша всегда со мной, всегда рядом, будто никуда он и  не уходил. Я постоянно чувствую его поддержку, его руководство, если хотите. Причем не только я. Мне часто звонят друзья мужа и говорят: «Сегодня видел во сне Михаила Исаевича, и он велел мне сделать тот-то и то-то». Представляете - велел! 

- Что с «Лесоповалом»? 

- Все хорошо. Ребята выступают, записывают  диски… Миша в общей сложности написал для них около 350 разных композиций. «Лесоповал» исполнял и всегда будет исполнять только его песни. Ведь Танич был не просто создателем коллектива, а его духовным отцом. Сейчас эту ношу - в качестве художественного руководителя группы - несу я. 

- Как вообще возникла идея создания этой уникальной музыкальной команды? 

- Возникла она у меня, когда я узнала, наконец, всю правду о жизни Миши. Долгое время он щадил меня, не хотел рассказывать всего, что пережил. Ведь мы познакомились, когда я была восемнадцатилетней девчонкой, а он – зрелым тридцатитрехлетним мужчиной. Узнав же обо всем – о шести годах, проведенных им на лесоповале в Соликамске, о том, как его хотели там убить,   как во время тех страшных работ он отморозил себе обе ноги, я взмолилась: «Ты обязан рассказать об этом в своих песнях!». И хотя на дворе уже был 1956 год, Миша, умудренный жизнью, повторял: «Этого никто никогда не пропустит!» и продолжал писать лирические песни о любви, которые вмиг становились, как мы сейчас говорим, хитами. Но я не унималась, чуть ли  не каждый день капала мужу на мозги: «Люди должны узнать, что творилось в советских лагерях, как там калечили жизни невинным или случайно оступившимся». Но он все отнекивался. И вот в начале восьмидесятых на киностудии Довженко решили снять фильм по детективу братьев Вайнеров «Гонки по вертикали», где Валентин Гафт играл колоритного вора по кличке Батон. Вайнеры предложили Михаилу Таничу придумать пару песен. Он их написал, но в картине они так и не прозвучали, потому что Вайнеры в конце концов рассорились с режиссером. 

- Песни эти были о тюремной жизни? 

- Да, про небо в клеточку и так далее. И хотя в эфир они не вышли, лед, можно сказать, тронулся. По горячим следам Миша  написал еще несколько подобных вещей. Во время одного из дружеских ужинов у нас в доме их увидел Володя Матецкий. Сходу влюбился в песни и заявил, что будет их непременно петь. Но всем, включая и самого Матецкого, было понятно, что его образ никак не годится для исполнения таких композиций… И тогда мы  предложили написать музыку к этим песням и спеть их Сереже Коржукову, композитору, с которым я в то время сотрудничала. Танич сразу понял, что  это – попадание в «десятку»! Словом, когда в 1990 году «Лесоповал» был в итоге создан, Сережа стал и его солистом, и соавтором Миши. Вместе они написали и «Вову-муху», и «Сонечку»,  и «Письма матери»… Коржуков был замечательный человек. К сожалению, в 35 лет он трагически погиб. Кстати, Сережа никогда не сидел, закончил медицинское училище, с пяти лет увлекался музыкой… 

-  Про «не сидел» это вы здорово заметили.  Ведь многие считают, что «Лесоповал» - это сплошные уголовники. 

- Конечно, это – чушь. Те, кто так считает, думаю, песен группы даже не слышали. «Лесоповал» ведь не делает романтики из жизни в неволе. В их песнях рассказывается о боли, о человеческой трагедии, о жутких последствиях ошибки, приводящей за решетку. Три года назад Министерство юстиции России наградило «Лесоповал» медалью Александра II – царя-Освободителя, отменившего крепостное право. Знаете, с какой формулировкой была вручена награда? За милосердие и гуманизм! Недаром Михаил Танич не уставал повторять: «После выступления «Лесоповала» на одного преступника в стране становится меньше». 

- Лидия Николаевна, расскажите, как вы начали писать песни? 

- Благодаря Таничу. Живя с таким уникальным человеком, видимо, невозможно было не зарядиться его невероятной творческой энергией. Он сочинял стихи каждый день,  как только просыпался в шесть утра! 

- Неудивительно, что Михаил Исаевич автор практически всех хитов нашей эстрады за последние полвека. Какой шлягер не возьми – «Черный кот», «Комарово», «Зеркало»… 

- Да, им создано более тысячи популярных песен! Я и говорю: ну как рядом с таким  талантом самой не начать писать? И  в один прекрасный день начала. Пока не накопилась целая книга стихов, мужу их не показывала. Потом рискнула. Он, помню, взял этот том и ушел в свой кабинет. Читал часа два. Затем вышел и сказал: «По-моему, неплохо». 

- В этом томе был и ваш «Айсберг», который так прекрасно исполнила Алла Пугачева?

- Нет, ее я написала чуть позже. В том сборнике была, в частности, песня «Снег кружится, летает и тает…», которая стала так популярна, что ее люди пели… даже на пляже, загорая во время отдыха! 

- Ваши с Таничем дочери тоже пишут стихи, песни? 

- Они избрали иной путь.  Хотя Светлана, например, великолепно поет в стиле Эллы Фицджеральд разные джазовые композиции. Услышав ее однажды, Алла Пугачева так и сказала мужу: «Погубил девку!».  Дело в том, что Миша категорически был против того, чтобы наши дочери выходили на сцену. Обе - и Светлана, и Инга - стали художницами, как, к слову,  и наши внуки Лев и Вениамин – сыновья Инги. Они окончили престижную академию в Амстердаме, где учился Рембрандт, Дюрер, и сейчас занимаются скульптурой, инсталляцией по всему миру. 

- Хочу прояснить один вопрос. Правда ли, что Владимир Высоцкий как-то не очень приятно отозвался о стихах Михаила Исаевича? 

-  Речь шла о песне «На тебе сошелся клином белый свет…». Высоцкий привел ее в качестве примера, говоря, о том, что не понимает советской эстрады.  Ему было странно, что в композиции этой три раза подряд повторяется данная фраза. Эту вещь Танич написал вместе с Игорем Шафераном. Так вот,  спустя четырнадцать лет после смерти Володи Высоцкого, когда мы были на похоронах Шаферана, к нам с Мишей вдруг подошла одна незнакомая пара. Они сказали, что хорошо знали  Высоцкого. По их  словам, Володя жалел, что так необдуманно однажды высказался…

 Автор: Серго КУХИАНИДЗЕ, специальный корреспондент портала radioshanson.fm 

Фото: пресс-служба группы "Лесоповал", пресс-служба "Радио Шансон"