Иван Кучин: «Когда мне грустно, я пою». Радио Шансон – Официальный сайт

Иван Кучин: «Когда мне грустно, я пою»

четверг, 13 марта 2014 г.

Иван Кучин: «Когда мне грустно, я пою»

13 марта Иван Леонидович Кучин, живая легенда авторской песни и признанный мэтр русского шансона, празднует юбилей — ему исполняется 55 лет.

Первая песня

Иван Кучин — один из немногих современных исполнителей в жанре шансона, кому пришлось побывать в местах не столь отдаленных. Сам он объясняет эту веху своей биографии молодостью и глупостью. А еще — мечтой о собственной звукозаписывающей студии и карьере исполнителя. Первым шагом в ее осуществлении стала кража музыкальной аппаратуры из дома культуры, а потом… Потом были четыре срока за кражи, двенадцать лет от звонка до звонка. Но эти годы дали ему бесценный творческий материал - несмотря на то, что артист не любит вспоминать о том периоде. «Первую песню, „Хрустальная ваза“, я написал в 1985-м, — вспоминает Кучин.

— Шел сибирский этапом, а со мной — один заключенный, старый дедушка, сидевший еще со времен Сталина.

Он мне и рассказал легенду, которую я потом превратил в песню». Эта композиция вошла на дебютный альбом музыканта «Возвращение домой». Запись быстро разлетелась по городам и весям нашей необъятной страны, правда, не стараниями самого Кучина, а с легкой руки милиционеров, которые конфисковали кассету при очередном задержании Ивана, послушали, впечатлились и растиражировали песни, пока их автор отбывал очередной срок. Послушать «Хрустальная ваза»   Вещий «Сон» Шансонье уверяет, что завязать с преступной жизнью его заставила смерть матери, которую он не смог проводить в последний путь, поскольку был в это время в тюрьме.

«В тот момент у меня проснулась душа», — признается артист. Бог знает, какая мысль мелькнула в голове заключенного Кучина, когда он получил телеграмму о болезни мамы. Возможно та же, что и у героя его песни «Человек в телогрейке», — побег. Ведь написана эта композиция была как раз после тяжелого известия. Но, на счастье всех почитателей таланта Кучина, он не совершил столь рискованного шага. Ведь тогда, как пояснял артист, беглый заключенный вполне мог быть убит — за это конвойным полагалось десять дней отпуска. На смерть матери Иван Кучин написал еще одну пронзительную песню — «Сон». Сам артист признается, что, потеряв самого близкого человека, он «почувствовал душевную потребность петь» и начал писать стихи регулярно, а не от случая к случаю. Послушать «Человек в телогрейке» 

Кто переживает — тот и поэт! В последний раз Иван Кучин прошел через лагерные ворота в 1993 году и с тех пор не бывал по ту сторону колючей проволоки даже с концертами — говорит, что у него «аллергия на лагеря». С собой он вынес семь тетрадей песен и еще столько же заучил наизусть. Через пару лет начинающий автор-исполнитель отправился пытать счастья в Москве. Правда, столица покоряться заезжему сибиряку не желала. Больше полугода Кучину пришлось жить в подвале, перебиваясь случайными заработками, а известность все не приходила. Как-то раз музыкант отправился на Горбушку, чтобы выяснить, пользуются ли спросом его диски, но продавцы уверяли, мол, нет, такое творчество — уж слишком на любителя. Между тем, к 1997-му таких любителей набралось столько, что альбом «Судьба воровская» стал общероссийским лидером по объему продаж: диск Кучина обошел сборники и Киркорова с Пугачевой, и суперпопулярного тогда «Мумий Тролля». Яркой звездочкой на этом альбоме была песня «В таверне» — она и сейчас любима слушателями. Хотя сам автор не придает ей большого значения. Он уверяет, что просто зарифмовал мысли, которые возникают у любого, кто произносит тост за своих любимых. «Каждый, кто переживает, — тот и поэт», — уверен Кучин. Послушать «В таверне»   «Пой, гитара, душу рви» Отличные продажи альбома помогли артисту справиться с безденежьем. Появилось жилье, а вскоре — и хозяйка в нем. Уставший от одиночества музыкант не чаял души в молодой жене — посвящал ей стихи, а потом начал продюсировать ее как певицу.

Песни для супруги писал, конечно, тоже сам. Лариса Кучина с помощью мужа выпустила альбом «Сломалась веточка», а затем… ушла к другому. Боль в сердце артист мог унять только творчеством. Так родилась автобиографичная песня «Пой, гитара». Рана не затягивалась долго — за три года после расставания шансонье не выпустил ни одного альбома. Но жизнь все расставляет по своим местам: артист вернулся к творчеству и продолжил радовать поклонников, а ветреная супруга, не снискав удачи, предложила Кучину вновь сойтись. «Но я вырос в Сибири, я мужик брезгливый, — отказался», — кратко комментирует артист. Послушать «Пой, гитара»   

Одинокий волк Кучин никогда не был общительным человеком — не ходил на тусовки, не заводил знакомств с коллегами-исполнителями. После расставания с женой он и вовсе замкнулся в себе. «Я потерял все, что мог, — у меня нет детей, нет семьи, нет матери», — с горечью констатировал артист в одном из интервью. Он покинул столицу: купил домик в Подмосковье и уехал прочь от московской суеты. Там и осуществил мечту своей юности — оборудовал музыкальную студию, на которой теперь самостоятельно записывает свои песни .

В Москве с концертами он не бывает, и лишь изредка выезжает по приглашению поклонников и друзей на встречи со слушателями в разные города. Остальное время Кучин проводит наедине с собой: «Живу в деревне. Когда мне грустно, я сажусь на лавочку без гитары и пою песни. Порой мне собаки подвывают, а может, и волки». Но артист мечтает, что однажды его одинокую душу вновь согреет любовь: «Надеюсь, что когда-нибудь встречу хорошую женщину и стану отцом».

И в это верится — его мечты всегда сбывались, даже если идти к ним приходилось долгие годы. Послушать «Пройдут года»  

Фото: из архива Ивана Кучина и из архива Максима Кравчинского