Детство Михаила Круга: воспоминания сестры (ФОТО). Радио Шансон – Официальный сайт

Детство Михаила Круга: воспоминания сестры (ФОТО)

понедельник, 7 апреля 2014 г.

Детство Михаила Круга: воспоминания сестры (ФОТО)

Поклонники Круга знают многое о его жизни и творчестве, о его раннем трагическом уходе. А каким легендарный шансонье был в детстве и с чего начинался его творческий путь? В день рождения певца своими воспоминаниями с корреспондентом «Радио Шансон» делится старшая сестра Михаила Ольга Медведева.

— Ольга, какие воспоминания о детстве самые яркие? 

— Почему-то вспоминается, как мы ссорились, потом подписывали мирные договоры о том, что больше ссориться не будем, ставили подписи. (Улыбается). Очень хорошо помню, что писали мы всегда на листочках в клеточку. Миша все время очень переживал, что был младшим братом. Ему было обидно именно из-за этого. Он всегда был парнем с характером, своенравным. Я тоже любила покомандовать. Мне не хотелось уступать, а он не хотел подстраиваться под меня. Мне всегда казалось, что раз я старшая сестра, то могу устанавливать правила, а он сопротивлялся, как мог. Полное и окончательное перемирие у нас наступило, когда мы оба стали взрослыми, я замуж вышла. Делить к тому времени нам было уже нечего. (Улыбается). Еще помню, у нас с Мишей была одна комната на двоих, узкая такая, прямоугольная, и кровати в ней стояли параллельно. И прежде чем лечь спать, мы всегда долго разговаривали, что- то обсуждали, чаще спорили, да так громко, что из соседней комнаты приходили родители. Но это воспоминания из школьной поры. Миша уже учился в первом классе, я в четвертом.

— Родители вас как-то мирили, когда вы ссорились? 

— Самое интересное, что мама и папа даже не догадывались, что у нас есть какие-то конфликты. Мы все «выясняли», когда они были на работе. А друг на друга мы никогда им не жаловались. Мы с Мишей были очень самостоятельными! (Улыбается). 

— Каким ребенком был ваш брат? 

— Активным, это первое, что приходит на ум. Я все время помню его на велосипеде во дворе. Как только он научился ходить, ему купили маленький велосипедик. Потом был трехколесный, позже уже двухколесный. У него постоянно были разбитые коленки, мама ему их все время зеленкой мазала. (Смеется). Конечно, как все мальчишки, любил в футбол погонять. Сколько раз мама приходила с работы, а у него рубашка грязная. Часто, прежде чем идти на уроки, он играл во дворе, так и объяснял маме: «Ну, я сразу надел школьную форму, погонял в футбол и в школу побежал». Тогда ведь только белые рубашки носили, у Миши вечно манжеты черные были. А вообще Миша был очень компанейский, дружил с ребятами во дворе, его любили и уважали. 

— Мальчишки, как правило, не очень любят что-либо по дому делать. Мишу можно было назвать помощником? 

— Да, но только не дома, а на даче. Он копал, очень любил поливать рассаду. Заставлять его точно не нужно было. 

— А кто стал инициатором поступления Миши в музыкальную школу? 

— Думаю, родители хотели направить его энергию во что-то хорошее. Я уже училась в этой школе. Миша проучился недолго, всего одну четверть. Ему нравилось заниматься с преподавателем, он любил свой инструмент — баян, с удовольствием ходил на специальность, но с трудом переносил сольфеджио и хор, просто ненавидел это. И ушел. А уже позже он увлекся гитарой. В то время почти все мальчишки во дворе хоть три аккорда, да знали. Старшие всегда учили младших. Мишу учил наш сосед по подъезду — Борька. Так они и сдружились, по вечерам у подъезда на лавочке сидели, что-то подбирали на слух, а бабки, как принято, возмущались, что кругом хулиганье одно. Ребят гоняли, тогда они уходили в детский садик рядом с домом. Там, на летней веранде, продолжали музицировать —  пели песни, играли что-то популярное. 

— Ваша музыкальность — это семейное? Родители были как-то связаны с музыкой? 

— Сколько я себя помню, у нас всегда собирались гости —  мамины и папины коллеги, родня, все приходили семьями, с детьми. У нас были не просто застолья, а праздники по сценариям. Всегда пели хором застольные песни. Прекрасно помню, как мы с мамой на огромных листах писали тексты песен на случай, если кто-то забудет слова. У мамы был очень красивый почерк. Эти листы мы потом не выбрасывали, а прошивали, они потом еще долго нам служили. Семья у нас очень голосистая, все поют —  и тетки, и бабушки, и сестры. Пели и народные песни, и популярные советские. Анну Герман очень любили, народная «Виновата ли я» обязательно звучала. Но я не помню, чтобы Мишка сидел с нами в такие моменты. В основном,  женщины пели.

— А какой репертуар был у него? 

— Миша очень рано увлекся Владимиром Высоцким, гораздо позже появились у него записи Вилли Токарева и Александра Розенбаума. Высоцкого он знал, кажется, всего. Это был его кумир с раннего детства. До сих пор у нас есть портрет Владимира Семеновича, который висел еще у Миши. Брат потрясающе передавал его манеру исполнения, практически копировал. А еще у него была такая история —  на известные песенные мелодии он писал свои слова. У нас долгое время хранилась запись, где он исполнял популярную песню «Я спросил у ясеня», но на свои слова, и это звучало тоже очень хорошо. Кстати, у него со временем выработалась какая-то особенная манера игры на гитаре, меня до сих пор меня спрашивают, как это он делал.

— Повзрослев, он поступил в автомобильный техникум. Музыка отошла на второй план?  

 — Не сказала бы так. Еще до армии он получил специальность "слесарь-авторемонтник", в нашем автопарке трудился. Вернувшись из армии, работал на автобазе, развозил на фургоне продукты по магазинам. Но музыку все равно не оставлял. Он же был тамадой на свадьбах всех своих друзей, писал сценарии, играл на гитаре. Это и до армии было. Миша всегда был творческим парнем. А когда работал на автобазе, проводил вечера отдыха для сотрудников. Когда-то у нас в Твери был свадебный салон «Иван да Марья». Там был музыкальный ансамбль, где какое-то время по приглашению и Миша работал. Он все время что-то придумывал для выступлений. Позже, учась на подготовительных курсах в Политехническом институте, он увидел объявление о конкурсе авторской песни. Пошел туда со своей композицией про Афганистан. Там его отметили. У Миши появилась какая-то уверенность в себе. Он ведь как выступать начал? Приходил в ресторан, сидел, слушал штатных музыкантов, а когда те на перерыв уходили, просил дать ему возможность пару песен сыграть для посетителей. Один раз так, второй раз, а потом администратор ресторана предложил ему у них иногда играть, его стали узнавать, на него стали ходить. Разговоры по городу пошли: «Ой, там Мишка Воробьев так поет!» Можно сказать, что с этого все и началось. 

— Ольга, что особенно вам нравится в творчестве брата? 

— Миша общался с людьми трудной судьбы, это не могло не сказаться на его песнях. Я не испытываю негативных чувств по этому поводу, но мне больше по душе его лирические композиции, которые он посвящал маме, любимой женщине. Впрочем,  он исполнял эти вещи редко. До сих пор очень люблю «Милый мой город». Там так удивительно точно подобраны слова, мелодия такая красивая. Эту песню я часто слушаю…  *** В 2007 году при активном участии Ольги Медведевой в Твери был открыт памятник и музей легендарного шансонье. Ежегодно в конце июня там же, на родине певца, традиционно проходит музыкальный конкурс памяти Михаила Круга. Среди конкурсантов можно встретить не только россиян, но и представителей Прибалтики, Белоруссии, Украины. В этом фестивале принимают участие и звезды шансона, которые считают за честь отдать дань таланту Михаила Круга — одному из самых популярных исполнителей жанровой песни.  

Беседовала Марина Аверкина Фото: из архива семьи Михаила Круга