Борис Мокроусов: народный композитор

четверг, 27 февраля 2014 г.
Борис Мокроусов: народный композитор
27 февраля исполняется 105 лет со дня рождения советского композитора Бориса Андреевича Мокроусова. Созданные им мелодии — «Вологда», «Одинокая гармонь», «Сормовская лирическая» — знают все, его музыка восполняет в сердцах людей дефицит мелодичности и душевности. Послушать Георт Отс «Одинокая гармонь» Наше дело правое В первые дни войны Борис Мокроусов был откомандирован в Севастополь, в Черноморский флот, где познакомился с поэтом Александром Жаровым. Став свидетелями самоотверженной обороны города, Мокроусов с Жаровым решили создать песню во славу моряков, которая станет предвестницей победы. Баллада «Заветный камень» появилась в 1944 году и сразу же «разошлась» по всему фронту. Ее центральный сюжетный эпизод – реальная история о севастопольском камне, зажатом в руке погибшего бойца-черноморца, который моряки, отступая, поклялись вернуть в родной город. Исаак Дунаевский, говоря о советской песне, назвал «Заветный камень» лучшей песней о войне, а Леонид Утесов [ /about/istorii_shansona/leonid_utesov__chelovek__kotoryy_pel_dushoy.html ] , один из первых ее исполнителей, окрестил эту балладу «Царь-песней». Послушать Леонид Утесов «Заветный камень» [ /upload/articles/571652/pics.2.jpg ] Песня любви Всем известный фильм «Свадьба с приданым» — киноверсия одноименного спектакля, поставленного в 1949 году в театре Сатиры. Готовя спектакль, режиссер Борис Равенских искал мелодию, которая соответствовала бы душевному миру главной героини – чистой и юной девушки из деревни. Музыкальный лейтмотив не складывался, и после нескольких неудачных попыток Ровенских пригласил на репетицию Бориса Мокроусова, зная о том, что именно этот композитор как никто другой способен передать в простом напеве глубокие душевные переживания. Сразу после репетиции Мокроусов подошел к роялю и стал «нащупывать» мелодию, слегка касаясь пальцами клавиш. Черновой вариант песни «На крылечке твоем» был готов в тот же день. Мокроусов вдохновился не сюжетом (который сам по себе был весьма незатейлив), а романтической идеей режиссера. Высокая чистая первая нота начинает эту песню любви. Спектакль показывали сто пятьдесят два раза с неизменным аншлагом, и в этом есть заслуга композитора. Дело в том, что в 1950 году этот же спектакль ставил Ленинградский театр имени Ленинского комсомола. Музыку к нему сочинили В. П. Соловьев-Седой и М. Матвеев. Однако там спектакль такого успеха не имел. Послушать Вера Васильева и Валентин Доронин «На крылечке твоем» Первая и единственная Песня «Неуловимых мстителей» на слова Роберта Рождественского родилась тоже за один вечер. Приступая к работе над фильмом по мотивам книжки Павла Бляхина «Красные дьяволята», режиссер Эдмонд Кеосаян держал в голове придуманную им картинку, которой должен начинаться и заканчиваться фильм: четверо всадников скачут на фоне восходящего солнца под музыку, которая станет лейтмотивом фильма. С этой идеей Кеосаян и пришел в гости к Мокроусову, объяснив, что ему нужна музыкальная «визитная карточка». Мелодия родилась в тот же вечер, и возвращаясь домой, Кеосаян ее все время напевал или насвистывал, как будто знал ее уже давно. Борис Мокроусов ушел из жизни, когда начались съемки «Новых приключений Неуловимых». Продолжить работу над фильмом Кеосаян предложил композитору Яну Френкелю [ /about/istorii_shansona/yan_frenkel___mne_kazhetsya__poroyu....html ] . Тот согласился, но с одним условием: песню Мокроусова нужно оставить в начале и в конце картины такой, какой она была в первом фильме. «Лучше этой песни я не напишу», — признался Френкель. Владимир Трошин «Песня неуловимых мстителей» Фото: retrofonoteka.ru
Войти через: