«Батальонъ»: как бабы защитили Отечество. Радио Шансон – Официальный сайт

«Батальонъ»: как бабы защитили Отечество

пятница, 20 февраля 2015 г.

«Батальонъ»: как бабы защитили Отечество

Тот, кто видел фильм «Брестская крепость», будет приятно удивлен: новая картина от продюсера Игоря Угольникова снята в том же духоподъемном, патриотическом стиле, но здесь уже сюжет более четкий, судьбы героев ярче прописаны. И это неудивительно, «Батальонъ» снимал настоящий мастер своего дела — Дмитрий Месхиев. В основу фильма легла история о женском батальоне смерти, которым руководила «госпожа начальник» Мария Бочкарева. 

В царской армии женщинам служить не дозволялось, но в Первую мировую войну дамский батальон был создан в пропагандистских целях — чтобы устыдить мужчин, отказывавшихся защищать Родину. Батальон Бочкаревой участвовал в 4 боях, потерял 30 бойцов, 70 женщин были ранены… В картине показано, как рафинированные барышни, которые музицируют с мамами, флиртуют с женихами, грациозные, тонкие и возвышенные — вдруг в одночасье решают пойти на фронт. Кто-то потерял в войне отца, кто-то возлюбленного — и теперь можно жить только ради мести. Впрочем, записываться в добровольцы приходят не только аристократки, но и крестьянки… 

Но поскольку в стране революционная ситуация, на фронтах пышным цветом расцветают классовые разногласия и социальная ненависть: крестьяне воевать не хотят, мечтают, чтобы «баре» поскорее успокоились и уехали за границу, тогда-то и начнется вожделенный дележ земли! Никакими патриотическими чувствами они не отягощены, наоборот, поднаторев в пропагандистской риторике, призывают не сопротивляться немцам, они, мол, сами уйдут, «нешто им воевать хочется, их дома свои бабы с детишками заждались»… 

Даже у боевых офицеров опускаются руки при виде такой деморализации в армии. Штабные командиры попивают немецкий шнабс и тихо плачут от бессилия в подушку. И тут Бочкарева. Со своим раскатистым голосом, бешеной энергетикой и отчаянным желанием защитить Родину. Она — и боец отважный (на пышной груди — Георгиевский крест, а их абы кому не давали), и мамка для своих девчонок, которая и поплакать вместе может, и в морду врезать…. 

Актриса Мария Аронова справилась со своей ролью, хотя ей и было непросто: комедийная органика нет-нет да и берет свое — в ироничной полуулыбке, озорном блеске глаз… Многие СМИ писали об актерском подвиге некоторых девушек: они постриглись ради роли налысо, в том числе и красавица Мария Кожевникова. 

Кстати, линия ее героини — самая провальная: графиня Татищева, потерявшая в войне мужа, предстаетотважным и квалифицированным бойцом (дочь генерала). Но в середине картины героиня исчезает — актриса Кожевникова забеременела и не смогла продолжить съемки, и это, конечно, придало повествованию некую рваность. «ЗА» В фильме много пронзительных, вызывающих слезы моментов. Мысль о том, что защита Родины — это не пустой звук, а дело чести, подана изящно, без назидания. 

Именно такими способами и воспитывается патриотизм. «ПРОТИВ» В картине есть явный перекос: если в советских фильмах деморализованы всегда белые офицеры, то тут рабочие и крестьяне предстают темной маргинальной массой, для которой нет ни Бога, ни Родины, а только корысть. Впрочем, в финале фильма в последний смертельный бой поднимаются все-таки все… Еще один минус: киноманы, увидев сцену, когда перед боем все молятся, конечно, вспомнят фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2». 

И последнее: в роли Керенского мелькает Марат Башаров. Понятно, что сама фигура председателя Временного правительства одиозна. Но и на Башарова смотреть на экране крайне не приятно. В свете последнего скандала с мордобитем жены, участие этого актера в фильме, воспевающем дух русской женщины, весьма раздражает.