Александр Мальцев: «Без музыки жизни нет!». Радио Шансон – Официальный сайт

Александр Мальцев: «Без музыки жизни нет!»

вторник, 18 февраля 2014 г.

Александр Мальцев: «Без музыки жизни нет!»

Его называли «гроссмейстером хоккея». Так умно, как Александр Мальцев, не играл никто. Даже шайба в его руках становилась умной: она катилась либо точно на клюшки партнеров, либо – прямо в ворота соперников. В 2009 году Банк России выпустил памятную серебряную монету из серии «Выдающиеся спортсмены России» с изображением Александра Мальцева. Это была первая монета в истории России, на которой помещён портрет ныне живущего человека. В советское время, к слову, единственной такой монетой - с портретом живущего человека - был рубль с изображением Валентины Терешковой. Впрочем, сам Мальцев собирает не монеты, он коллекционирует диски. - Александр Николаевич, любите музыку? - Я вам так скажу: если бы не любил музыку, не играл бы в хоккей! (Смеется) Прежде всего, люблю, конечно, нашу советскую музыку. Ту, что слушал в молодости. Юрия Антонова, Александра Серова… Но самым любимым моим певцом всегда был Муслим Магомаев.

Мы были знакомы. Причем встречались не только когда он вместе с другими артистами приезжал к нам в команду на сборы. Знаете, тогда спортсмены очень дружили с артистами. Они к нам часто приезжали, а мы ходили на их концерты, спектакли. Замечательная была традиция!.. Дружили мы с Муслимом, что называется, по жизни. Давняя дружба связывает меня и с Кобзоном, и с Добрыниным. Со Славой вообще встречаемся на хоккее – он приходит на матчи московского «Динамо». Своим хорошим другом могу назвать и Александра Розенбаума. Я счастлив, что у меня есть такие замечательные друзья.

- Все, кого вы назвали, - исполнители, которые работают в разных жанрах. Какие песни вам нравятся? - Песни про любовь. Причем я считаю, что мужчины про любовь поют лучше, чем женщины. Музыка, с моей точки зрения, - залог хорошего настроения. Даже не представляю, есть ли на свете люди, которые могут жить без музыки. Ведь когда у человека прекрасное настроение, петь начинает сама душа. Все начинает спориться, все получается. Я обожаю, например, песню группы «Цветы» «Мы желаем счастья вам». В ней мощный положительный заряд!

- Ну, если уж мы заговорили о душе, то тут нельзя не сказать о шансоне. Вот где настоящая русская душа! - Да, согласен, шансон - это песни для души. Каждая такая песня – частица нашей жизни. Считаю, если человек родился в России, он должен любить шансон - песни, которые говорят о России, о нашей жизни. - Встав утром, сразу включаете радио или ставите диск? - Когда как. У меня такое количество дисков, кассет, что я мог бы открыть музей музыки! (Смеется) - Неужели западная музыка вас никогда не привлекала? - Отчасти. Итальянцы, например. Тото Кутуньо. Мне даже довелось как-то с ним познакомиться. Он выступал в «Лужниках». Я был на том концерте. Мы пообщались, и Тото подарил мне свою фотографию, подписав ее: «Любимому игроку от любимого певца!». (Улыбается) Всегда нравился мне и Том Джонс, и Хампердинк. У нас с Харламовым были практически все их записи.

Мы привозили из-за рубежа их диски. - У вас с Валерием Харламовым были одинаковые музыкальные вкусы? - Не совсем. Если мне, как я сказал, нравились итальянцы, то ему больше испанцы. - Сами играете на каком-то инструменте? - О, нет. У меня нет никакого музыкального образования.

- Александр Николаевич, вы двукратный олимпийский чемпион. Могли бы быть трехкратным. Но в 1980 году в Лейк-Плесиде сборная СССР, в которой вместе с вами играл весь цвет отечественного хоккея – Харламов, Третьяк, Михайлов, Петров, нынешний тренер сборной Билялетдинов - неожиданно уступила команде США, составленной из игроков-студентов. Как так? - Да, то была самая плохая Олимпиада. Не только потому, что сборная СССР по хоккею не выиграла золотых медалей. Мы жили тогда в жутких условиях, как в тюрьме. Впрочем, из Олимпийской деревни после окончания Игр американцы тюрьму и сделали, которая существует, кстати, до сих пор. - То есть вы не заняли в Лейк-Плесиде первого места из-за тех жутких бытовых условий, что создали хозяева в Олимпийской деревне? - Нет, я бы так не сказал. В том, что в результате проиграли, мы виноваты исключительно сами. Ведь мы же легко обыграли эту же американскую команду со счетом 10:3 во время тренировочной встречи в Нью-Йорке незадолго до начала Игр. Олимпиаду же в 1980 году проиграли только из-за своего пижонства. Были уверены, что справимся со сборной США на турнире играючи. - Что желаете нашим хоккеистам в Сочи?

- В первую очередь – удачи. Удачи, впрочем, я желаю всем российским спортсменам. В Сочи сейчас не так-то просто выступать. В городе +15. Игры в пору назвать не Зимними, а Весенними! Тут не спортом надо заниматься, а отдыхать.

(Смеется) Что же касается хоккеистов, то они, как говорится, в большом долгу перед своими болельщиками. Наша команда не выигрывала золотых медалей более двадцати лет! Пора доказывать, что мы сильнейшие на планете в этой игре. - Сумеют? - Не знаю. Зависит только от них. - Ну, по вашим ощущениям, в финал-то сборная России попадет?

- Не скажу конкретно. Точнее, скажу так: не дай бог, если не попадет! Знаете, как считает наш народ: «Не выиграл золотых медалей в хоккей – проиграл Олимпиаду».

Я с этим полностью согласен. Кто бы что ни говорил, а хоккей – это гвоздь олимпийской программы. Беседовал Серго Кухианидзе Фото: dynamo.ru