Александр Галич: «Песня про генеральскую дочь»

вторник, 24 июня 2014 г.
Александр Галич: «Песня про генеральскую дочь»
Послушать Многие песни Галича [ /about/news/naydeny_neizvestnye_zapisi_aleksandra_galicha.html ] — положенные на музыку новеллы, истории, рассказанные автором или лирическим героем. «Песня про генеральскую дочь» (или «Караганда») — одна из таких жанровых песен. В ней сквозь один житейский эпизод легко разглядеть рассказ о целой жизни, о женской судьбе. Песня написана в 1966 году, когда Галичу довелось побывать в Казахстане в рамках декады русского искусства и литературы. В Караганде поэт познакомился с людьми, которые детство и юность провели в «Долинке» — лагере для детей, чьи родители были репрессированы и расстреляны. В середине пятидесятых эти уже взрослые люди вышли из лагеря, мужчины в основном уехали, а многие женщины остались в Караганде, поскольку возвращаться им было просто некуда, да и искать лучшей доли не было сил. Этих-то женщин, со «странными и горестными лицами», Галич увидел [ /about/istorii_shansona/aleksandr_galich_ya_vybirayu_svobodu.html ] в ночном ресторане: в качестве официанток они обслуживали их творческую бригаду. Всем им было около тридцати лет и тяжелые условия жизни наложили отпечаток на их внешность. Но, несмотря на это, официантки отличались удивительной красотой, большинство из них были «полукровками» — в 30-е годы военные часто женились на иностранках: шведках, англичанках и других. Трагические истории этих женщин, в сущности, похожие одна на другую, взволновали поэта. Будучи родом из обеспеченных семей и крупных городов — Москвы, Ленинграда, Киева — они помнили свое счастливое детство, в котором были любящие родители, праздники, книжки и прогулки в парке… А там мамонька жила с папонькой, Называли меня «лапонькой», Не считали меня лишнею, Да им дали обоим высшую. Арест родителей преломил жизнь этих детей, все благополучное и светлое осталось в далеком прошлом. «А, вы оттуда, из России», — равнодушно говорили они Галичу, имея в виду не только географическое, но и временное пространство, путь в которое для них был закрыт навсегда. В суровой и холодной Караганде они выживали, как могли, вели странную, полублатную жизнь, были нарочито грубыми — потому что только так могли справиться, сжиться со страшными воспоминаниями, примириться со своим нынешним положением. История одной из этих женщин и легла в основу «Песни про генеральскую дочь» — новеллы-драмы, рассказанной в виде песенного монолога. На первом плане — пошловатый житейский эпизод: визит любовника, местного «шОфера». А за этим эпизодом — рассказ женщины о своей растоптанной жизни — жалкой, безрадостной, безнадежной, не нужной ни другим, ни ей самой — которую она, тем не менее, безропотно принимает. При этом в ней остается некоторое благородство, извечная женская жалость и нежность к мужчине, который, в общем, обращается с ней не лучшим образом, но «все ж таки ходит, все ж таки дышит». Перед исполнением этой композиции Александр Аркадьевич обычно извинялся, мол, песня жанровая [ /about/o_zhanre/ ] и написана простым, грубоватым языком, но во многом именно за счет этого ему удалось так точно и образно передать всю безысходность и трагичность этой истории. Фото: Кадр из документального фильма «Без "Верных друзей". Две жизни Александра Галича»
Войти через: